Из проповеди Архиеп. Аверкия (Таушева) в Неделю Крестопоклонную

Страшная борьба ведется теперь въ мірѣ и противъ «Живоноснаго Креста» и противъ «благочестія», или же жизни христіанской по вѣрѣ, «непобѣдимой побѣдой» коей является Крестъ. Борьба эта ведется въ разныхъ формахъ и видахъ, примѣнительно къ разнымъ людямъ, условіямъ жизни и обстановкѣ. Борьба эта ведется явно, напоминая собою гоненія первыхъ временъ христіанства, ведется она и тайно, скрыто, но не менѣе зло и интенсивно.

Но что особенно страшно, это то, что къ этой борьбѣ привлекаются не только явные враги Креста Христова и христіанскаго благочестія, но и тѣ, кто сами себя считаютъ и называютъ «христіанами» и даже «христіанскими пастырями».

У насъ въ Россіи это были «живоцерковники» и «обновленцы», которые пытались широко развернуть свою «работу», опираясь на богоборческую власть, но простой вѣрующій народъ отвергъ ихъ, сразу почувствовавъ сердцемъ духъ Отступленія въ нихъ, несмотря на красивыя слова, которыя они усиленно расточали, обѣщая даже «возродить первохристіанство», конечно, льстиво и неискренно. Въ дѣйствительности, главной ихъ задачей было — убрать изъ Православной Церкви все, что стѣсняетъ и ограничиваетъ плоть, дать полную свободу всѣмъ низменнымъ страстямъ, то-есть объявить ненужнымъ тотъ   п о д в и г ъ   самораспятія; въ которомъ какъ разъ и заключается сущность христіанскаго благочестія, или жизни по вѣрѣ.

Замыслы «живоцерковниковъ» и «обновленцевъ» въ самой Россіи, ставшей СССР, тогда провалились, но «реформаторскія» идеи ихъ продолжали жить, перекинувшись въ другія православныя страны, гдѣ вскорѣ нашли себѣ благодарную почву среди духовныхъ лицъ, получивщихъ образованіе въ западныхъ протестантскихъ школахъ. Нѣтъ ничего удивительнаго, что приверженцевъ этихъ идей такъ потянуло къ протестантамъ, основавшимъ къ тому времени «экуменическое движеніе». Надо знать и помнить, что протестантизмъ, съ самаго начала,   о т в е р г ъ   п о д в и г ъ   въ христіанствѣ, провозгласивъ, что для спасенія достаточно одной только вѣры, что практически и показалъ своимъ собственнымъ примѣромъ самъ основатель протестантизма римско-католическій монахъ Мартинъ Лютеръ, поправшій свое монашество и женившійся на монахинѣ.

Все, что было въ помѣстныхъ православныхъ церквахъ отравлено духомъ «живоцерковничества» и «обновленчества», съ большой охотой и даже восторженно примкнуло къ мощно развернувшемуся «экуменическому движенію», пуская въ началѣ «пыль въ глаза» ревнителямъ подлиннаго Православія, будто они дѣлаютъ это для того, «чтобы свидѣтельствовать передъ инославными истину Православія». Теперь уже стало вполнѣ яснымъ, что это были лишь одни слова, ибо публичныя высказыванія этихъ «православныхъ экуменистовъ» ярко свидѣтельствуютъ какъ разъ объ обратномъ — объ ихъ   отступленіи   отъ Православія.

Нынѣ мы стоимъ передъ мрачнымъ и грознымъ фактомъ: почти всѣ помѣстныя православныя церкви, въ лицѣ своихъ возглавителей, вступили въ «экуменическое движеніе», то-есть, иными словами,   о т р е к л и с ь   о т ъ   и с т и н н а г о   П р а в о с л а в і я   и стали на путь «живоцерковничества» и «обновленчества», то-есть —  н а   п у т ь   О т с т у п л е н і я.

Какъ намъ нужно теперь тщательно беречь себя, чтобы не увлечься этимъ общимъ дурнымъ примѣромъ, не заразиться имъ и не измѣнить, подобно многимъ другимъ, истинному Православію!

Для этого намъ необходимо твердо помнить, что истинное христіанство — это вѣра   к р е с т н а я,   и что мы, христіане, взирая на Живоносный Крестъ нашего Подвигоположника-Христа, должны и сами, взявъ каждый «крестъ свой», идти за Христомъ путемъ   п о д в и г а,   путемъ всесторонняго   в о з д е р ж а н і я   и   с а м о о г р а н и ч е н і я.   Мы должны крѣпко блюсти и исполнять не только евангельскія заповѣди, но и каноническія правила нашей Церкви, и, въ первую очередь, именно тѣ изъ нихъ которыя предъявляютъ тѣ или иныя   н р а в с т в е н н ы я   требованія, какъ къ вѣрующимъ мірянамъ, такъ особенно — къ священнослужителямъ, регулируя, такимъ образомъ, аскетическій строй жизни въ нашей Церкви, безъ котораго нѣтъ и не можетъ быть подлиннато православнаго благочестія. Нельзя эти правила легкомысленно нарушать или какъ-то обходить. Только строгое слѣдованіе всѣмъ каноническимъ правиламъ, на отмѣну коихъ такъ усиленно покушались «живоцерковники» и «обновленцы», можетъ спасти насъ отъ полнаго внутренняго развала и духовной анархіи. Иначе мы можемъ дойти до того, что   в с е   б у д е т ъ   п о з в о л е н о,   и не останется вообще ничего святого.

Вотъ этого-то въ наше страшное время повальнаго Отступленія и нужно больше всего бояться!

Безполезно укрѣплять внѣшнюю дисциплину, когда внутренняя дисциплина духа будетъ расшатана, когда соль окажется обуявшей!

Не дай Богъ, чтобы и къ намъ относились укорительныя слова св. Апостола Павла: «Многіе поступаютъ, какъ враги Креста Христова: ихъ конецъ — погибель, ихъ Богъ — чрево, и слава ихъ — въ срамѣ: они мыслятъ о земномъ» (Флп. 3, 18-19).

«Аще Богъ нашъ насъ ради распятся», увѣщеваетъ насъ св. Церковь: «колико подобаетъ намъ Его ради дѣяти, облегчая же болѣзни наша предложеніемъ Владычнихъ скробей, и воспоминаніемъ и упованіемъ, Крестомъ Славы... да и спрославимся Ему» (Синаксарь нед. крест.). — Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 43-49. Оцифровка: russportal.ru