Краткие мысли о политике, «акефалии», войне

«Во взаимных отношениях друг с другом все Епископы, как братья, руководятся лишь братской любовью и тем единомыслием, которое, само собою, естественно должно вытекать из их принадлежности к Единой Кафолической Церкви и обуславливаться общностью их стремлений и интересов. В этой братской любви и единомыслии Епископов объединяет одно общее стремление – ревность о славе Божией и о спасении душ.

К этому и только к этому должны быть направлены их интересы, вся их деятельность, все проходимое ими служение!

Ибо это их высокое служение, с которым ничто в мире не может сравниться, по величию и значению, есть «дело служения – к совершению святых, в созидание Тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефесян. 4, 12-13).

Не может быть в истинной Церкви – Церкви Кафолической – более уродливого и нетерпимого явления, как Епископ, имеющий какие-либо интересы, а потому занимающийся чем-то другим, какими-то иными, посторонними, чисто-мiрскими делами, к славе Божией и делу спасения душ прямого отношения не имеющими, как например, политической деятельностью (всегда людей разъединяющей и озлобляющей, но не примиряющей и объединяющей)»...

(Архиепископ Аверкий (Таушев), «Истинное Православие и современный мiр», Джорданвилль, 1971 г., стр. 212-213).

«В основе канонического церковного управления лежит принцип соборности: Церковью управляет Собор Епископов – ни одна епархия не может существовать и управляться сама по себе (см. 34-е правило Св. Апостолов)» (Там же, стр. 258).

В своей книге «Церковь и Ее учение в жизни» (том I, стр. 199) протопресв. Георгий Граббе приводит слова Св. Патриарха Тихона о внесоборных, незаконных попытках дробления Церкви и присвоения себе церковной автономии или так называемой «акефалии»: «Каждое такое дробление, раз оно происходит не по инициативе и без согласия Церкви-Матери, всегда вызывает большее или меньшее потрясение или соблазн», и вносит «не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Церкви», а посему, по причине своей незаконности, не может быть принято «русским православным народом». Далее приводится условие, при котором допустимо дробление: «Воля самой разделяемой Церкви, выражающаяся в желании отделяющейся части получить самостоятельность и в согласии Церкви-Матери на такое отделение». После чего протопресв. Георгий поясняет, «что такая воля разделяемой Церкви должна быть высказана СОБОРОМ ее иерархов» (сс. 207-208).

«Ведь нельзя же признать, что иерархи, объединившиеся на основании этого Постановления (за № 362 от 1920 г. – ред.), могут по своему желанию то входить в образованное объединение, то выходить из него. Раз образованное Управление должно для каждого, однажды ему подчинившегося, служить безспорной властью. Что такова была и мысль законодателя, несомненно: ведь основная идея Постановления заключается именно в том, чтобы оторванные епархии объединялись возможно шире для общей церковной жизни и чтобы епархиальные Архиереи не оставались единоличными и безконтрольными, со стороны своих собратий, их руководителями. Каждый Архиерей, входящий в объединение епархий (области) на основании Постановления 20 года, несет на себе по отношению к объединению (и в частности в том, что касается его целости) все те обязанности, какие лежат на всяком Архиерее по отношению к той Церкви, в состав коей входит его епархия» (там же, стр. 217).

_________________

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский:

«Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь – а главное, покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, – исправление нравов. 

Война вызвана безбожием и безнравственностию русского всесословного мира и войною дается ему горький урок».

Митрополит Филарет Московский (Сочинения, том 5):

«Война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившеюся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих».

Святитель Амвросий Медиоланский в трактате «Об обязанностях священнослужителей» утверждает, что «не воином быть грех, но воинствовать для хищения - беззаконие». Он также призывает проявлять милость к врагам безоружным и покорным, просящим пощады, «ибо сила военная не на зло, не для обиды и своеволия, а для защиты и добра». Таким образом, святитель призывает православных воинов оказывать милость врагам, сдающимся в плен, и мирным жителям, не оказывающим сопротивления. Использование военного времени как повода для грабежа и насилия над мирным населением является грехом и беззаконием.

Преподобный Варсонофий Великий также указывал на несправедливые обиды, нередко причиняемые воинами мирному населению, как на небогоугодное дело: «К нам приходили некоторые, спрашивая о военной службе; мы отвечали им, что в ней бывают и обиды, а обидам Бог не помогает».

Преподобный Исидор Пелусиот пишет в «Послании к воину Исаии», который поддался соблазну использовать имеющееся у него оружие и полученные навыки против мирных граждан своей же страны: «Если, по твоему мнению, острота оружий, шлем и панцирь - надежное средство жить безбедно, предаваясь грабежу и опустошая большие дороги, то знай, что многие, оградив себя еще надежнее, подверглись бедственной смерти, так как силе их не сопутствовала справедливость. Таковы у нас, по Писанию, Орив, Зевей, Салман, Авимелех, Голиаф, Авессалом и подобные им, а у внешних - гекторы, аяксы и выше всех думавшие о своей силе лакедемоняне. Поэтому если хочешь быть не бесполезным воином, то как можно скорее обратись к духовной брани и больше сражайся против своего бесчиния».

А вот что он пишет другому воину, Иоанну: «Прекрати наконец дерзость свою, Иоанн; посмотри на великую и несказанную порочность дел своих. Или, как по праву носящий оружие и законный воин, выходи на ратоборство с варварами, или веди себя в городе как благонравный гражданин и соблюдай благоприличие... Совершаешь ты, как узнал я, нашествия на монашеские хижинки и похищаешь пожатые снопы земледельцев, чтобы присвоить их себе... Смотри, чтобы не испытать тебе какой-либо бури и не потерпеть справедливого отъятия членов, так что и здесь будешь наказан ослеплением, и там приготовлен для огня».

Митрополит Киевский Георгий в сочинении «Стязание с латиною» среди заблуждений римо-католиков упоминает о том, что они позволяют «ходить на войну епископам и священникам и свои руки кровью осквернять, чего Христос не повелел».

Преподобный Исидор Пелусиот пишет в послании к одному отцу, который вознамерился своего сына, имевшего способности к наукам, отправить в армию:

«Иные сказывают, будто бы до того ты обезумел и расстроился в рассудке, что этому отроку, которому Бог дал способность всему обучаться, намереваешься дать в руки оружие и определить его в военную службу, невысоко ценимую, даже презираемую и делающую людей игрушкою смерти. Поэтому, если не вовсе поврежден у тебя рассудок, оставь безрассудное намерение: не гаси светильника, который о том старается, чтобы возгореться на славу; дозволь человеку разумному продолжать занятие науками. А эту честь, или, лучше сказать, это наказание, побереги для других, каких-нибудь бродяг, которым прилично невежество толпы».