Об отношении к мiрским событиям, связанным с политическими, социальными, национальными и экономическими устроениями

Доклад иерея Димитрия Меркушева

Много раз в истории человечества связанные с политическими, национальными и социальными устроениями события вносили беспокойство и волнения в жизнь мiра сего.

Одним из первых исторических примеров политических предприятий, напоминающих современные, можно найти в 2-ой книге Царств в начале 15-ой главы:

«1. После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и пятьдесят скороходов. 2. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, 3. тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. 4. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. 5. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. 6. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердца Израильтян.»

Ранее убив своего брата Амнона, Авессалом был вынужден бежать из израильского царства. Три года вынужденного изгнания и два года ожидания прощения не смиряют и не смягчают его. Не ценя прощение отца своего Давида, он замысливает стать царём сам. Но как склонить сердца народа на свою сторону?

Во-первых Авессалом прибегает к изображению образа величия. Великолепие богатых колесниц, его стража и глашатаи были привлекательной новизной для еврейского народа.

Во-вторых он привлекает израильтян обещаниями великодушия и лучшей участи в их земных неприятностях.

Задержки в судебных делах, особенно во времена войн, вызывали недовольство населения. Принимая вид смиренного поборника истины и народнаго заступника он лично обещает удачное исход дела каждому ищущему суда в Иерусалиме.

В таких действиях он ничем не отличался от современных политиков, которые применяют такие же методы, чтобы быть избранными. У них свои «колесницы» в которых они разезжают по стране, они также стремятся пожать руку любому человеку, который может проголосовать за них, и которому они намекают, что когда он будет избран, то он произведет любые чудеса для управления чем-то ему доверенным.

Гордыня облеченная на время во смирение искусно улавливает сердца народа. Используя современные термины можно сказать, что Авессалом использует технологию манипулирования сознанием народа, и он добивается его расположения и становится известным.

Обратимся к Новому Завету.

Известно что Рождество Христово было во время правления царя Ирода Великого. Будучи искусным политиком, Ирод завоевывает и сохраняет расположение римских властей, и при помощи римских войск подчиняет себе Иудею и Иерусалим.

Методы царствования Ирода были весьма противоречивы. Даже в наше время часть мiрской истории относится к его достижениям как выдающимся. Правление Ирода известно высокими налогами. Это в свою очередь позволяло Ироду осуществлять масштабные строительства и заселение земель. Им были построены город Кесария, рукотворная гавань-порт. Но им также построены и развлекательные языческие сооружения. Он реконструировал Второй Храм, но вмешивался в церковные порядки назначая священниками своих ставленников. В тоже время Ирод старался угодить и языческому и иудейскому населению. Его строительства за свои счет, снижение налогов и жертвование своего личного золота для борьбы с голодом перемежаются у него с многочисленными расправами с мнимыми противниками и неугодными. Жестокость, многочисленные убийства как беззащитных младенцев в страхе перед родившимся Христом, так и членов своей семьи снискали ему славу безумца.

Ирода Великого следует отличать от Ирода Архелая, сына унаследовавшего власть согласно воле отца. Властвование во времена владения Римом не было освященно Ветхозаветной Церковью. Правители Святой Земли получали право на свою власть у римских властителей. Ирод Великий получил сначала титул тетрарха от императора Марка Антония, а позже римский сенат утвердил его царем иудейским. Ирода Архелай, подобно отцу, получал подтверждение на властительство от Рима.

Архелай ожидал царского титула согласно завещанию отца. Но император Август дал Архелаю только титул этнарха (т.е. правителя народа) с обещанием царского титула, если он будет того достоин.

Ирод Архелай начал и закончил своё правление жестокостью. Ирод Великий оставил Архелаю тяжелое наследие. Он казнил противников установки золотого римского орла над входом в Храм, предавал заключению своих врагов, казнил всех мужских приемников предыдущей династии Хасмонеев, назначал угодных себе первосвященников. Эти деяния вызывали недовольство народа.

Ещё до подтверждения титула у кесаря Архелай, одетый в белое, взошел на золотой трон и мягко говорил с народом желая успокоить возможные требования о снижении налогов и прекращении преследования врагов отца. Однако вопросы назначения первосвященников и наказания виновных в смерти противников установки золотого орла переросли в волнения. Попытки усмирить недовольства и договориться с протестующими собравшимися в Храме не принесли успеха – представители Архелая были побиты камнями, многие до смерти.

В полночь Архелай отдал приказ всей армии войти в Храм и подавить волнения. В результате жесткой расправы, согласно записям Иосифа Флавия, погибло около 3 тысяч человек. Это событие произошло незадолго до Пасхи. Сразу после подавления бунта Архелай объявил что праздник Пасхи отменен.

Архелай упоминается в Евангелии от Матфея 2.22: “(Иосиф Обручник) Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда”.

Правление Архелая было недолгим. Его жестокости и преступления против закона Моисея вынудили иудеев пожаловаться императору Августу. Император прислушался к мнению народа - Архелай был смещен и сослан в ссылку всего лишь через 10 лет после назначения этнархом.

Евангельской истории так же известен иной Ирод - Ирод Антипа, брат Ирода Архелая. Он так же претендовал на царский титул согласно более раннему завещанию отца, но получил более низкий титул тетрарха Галиллеи и Переи.

В своем царствовании Антипа подражал отцу строительством и укреплением городов. Он отстроил и укрепил город Сепфорис, построил на Галилейском море новую столицу Галлилеи. Столица была посвящена императору Тиберию и получила имя Тевериады. Город был укреплен крепостью в арсеналах которой хранилось оружие для 70 тысяч римских солдат. Но иудеи отказывались селиться в Тивериаде, так как город был построен на месте многочисленных гробниц и считался нечистым. В других случаях Антипа старался не вызывать недовольство иудеев. Известно, что он чеканил монеты без языческих изображений.

В своей личной жизни Ирод Антипа известен неправедной женитьбой. Он развелся со своей первой женой Фазелис, дочерью набатейского царя что грозило, а после и обернулось войной с набатейским царством. Развелся ради Иродиады, жены брата Филиппа. Это было нарушением закона Моисея, так как Иродиада приходилась Антипе племянницей. Иоанн Креститель, в том числе, обличал Ирода в том, что он забрал себе жену своего брата. Страх перед обличениями и возможным недовольством народа привел к заключению Иоанна Крестителя, а после и к казни (Мф. 14.3-4, Мк. 6.17-18, Лк 3.19). Отмечу, что как Ирод Антипа, так Иродиада и ее дочь, танцевавшая на пире и угодившая Антипе, все происходили из династии Иродов.

Несмотря на общеизвестные преступления и пороки членов династии Иродов, среди иудеев нашлись сторонники сына Ирода Великаго - Ирода Антипы, тетрарха Галилеи и Переи — иродиане. Они возлагали особенные надежды на его династию в поисках хотя бы относительной национально-политической независимости от Рима.

В Евангелии от Матф, 22.15-22 описана попытка уловить Господа фарисеями и иродианами вопросом: «позволительно ли давать подать кесарю, или нет?».

Фарисеи считали непозволительным народу Божию платить язычнику, тем самым оскорбляя Бога. Иродиане считали, что не платящие подати кесарю суть мятежники.

«Здесь-то и является искусство злоумышления», – говорит святитель Филарет Московский. Обе не согласные между собой партии объединяются чтобы причинить зло Христу. [*1]

С лестью и хитростью они скрывают свое намерение. Прежде называли его обманщиком и обольстителем народа, а сейчас учителем истинно учащим. Неуважительно требовали ответа: какой властью творились чудеса, а сейчас обращаются с лестью, с притворным смирением.

В Евангелии от Марка 3.6 упоминается, что иродиане вместе с фарисеями замышляют убить Христа.

Таким образом мы видим, что лицемерие, лесть, притворство, властолюбие и политика связаны как в лице Ирода, так и в лице его почитателей, которые восстают на Истину.

Ирод Антипа так же известен в Евангельской истории, что он был удивлён проповедью Христа(Лк. 9.7), вероятно думая что восстал казнённый им Иоан креститель, и даже искал убить Господа (Лк. 13.31). Евангелист Лука также рассказывает об участии Ирода Антипы в суде над Христом (Лк. 23.7-15).

Пилат отправил Христа к Ироду как к правителю Галилеи и как к иудею, знакомому с иудейской религией, вероятно надеясь «получить более определенные сведения о Христе, которые были ему не совсем понятны.» [*2] Ирод Антипа «давно желал увидеть какое-нибудь чудо от Иисуса» (Лк 23.8) и «обрадовался этому не потому, впрочем, будто бы имел приобрести какую-нибудь пользу для души, увидя Иисуса, но поскольку слышал о Нем, что Он мудрец и чудотворец, то имел неразумное желание, страдая и сам любовью к новостям, увидеть Сего странного Человека и послушать, что Он говорит. Не страждут ли и ныне многие из нас этой болезнью? Он сам желал увидеть какое-нибудь чудо от Иисуса, не с тем, впрочем, чтобы уверовать, но чтобы насытить зрение, подобно как мы на зрелищах смотрим, как кудесники представляют, будто они проглатывают змей, мечи и подобное, и удивляемся. Ибо Иисуса относили почти к роду таковых же.» [*3]

Антипа задавал вопросы Господу, но Господь не отвечал и не сотворил чуда, ибо Антипа не был истинно верующим. Не получив удовлетворения своему любопытству Ирод осмеял Господа и одел его в светлую (белую) одежду (Лк 23.11), подобно римским военно-начальникам или иудейским царям. «Ирод насмешливо выставлял тем Господа, как забавного претендента на иудейский царский престол, и косвенно тем давал понять Пилату, что такой претендент достоин не осуждения на смерть, а насмешки и пренебрежения.» [*4]

Ирод Антипа, по сравнению со своим смещенным братом Архелаем, был более искусным политиком и правителем. Он удержался на своей службе 42 года.

По смерти императора Тиберия, новый император Калигула благоволил к Ироду Агриппе - брату Иродиады и племяннику Антипы. Калигула, став императором, освободил Агриппу из тюрьмы и даровал тетрархию умершего брата Филипа II с титулом царя.

Зависть Иродиады к успеху Агриппы стала причиной бесславного конца правления Антипы - она склонила Антипу просить царского титула. Защищаясь, Агриппа обвинил Антипу в 2-х заговорах против Рима. В качестве доказательства он привел наличие склада оружия для 70 тысяч солдат. В результате Калигула сместил Ирода Антипу и сослал его в Галлию.

Ирод Агриппа был одним из самых удачных правителей после Ирода Великого. В детстве Агриппа обучался при римском дворе и хорошо знал будущего императора Клавдия, а в юности был дружен с будущим императором Калигулой. После нескольких неудач Агриппа оказался при дворе Тиберия и был назначен учителем внука Тиберия. Но через некоторое был посажен в тюрьму за неосторожное пожелание в слух смерти Тиберию и продвижения Калигулы. Благодаря императору Калигуле, Агриппа стал приемником своих дядей Ирода Антипы и Филиппа Тетрарха (или Филиппа II).

После убийства Калигулы, Агриппа принимал участие в тяжелых переговорах между Клавдием, парламентом и преторианской гвардией. По результатам переговоров удалось избежать гражданской войны, за что Клавдий отблагодарил Агриппу и даровал ему в управление земли Иудеи и Самарии. Таким образом земли Иудеи были объединены под одним правителем, и Агриппа стал править территорией по размеру практически такой же как и Ирод Великий.

Агриппа, подобно его предшественникам, известен как строитель. В Бейруте им был построен театр, амфитеатр, бани, портики. Строительства происходили и в других городах: Севастии, Гелиополе и Кесарии.

Получив земли Иудеи, Агриппа сделал столицей Иерусалим и старался угодить иудеем. Он пытался укреплять внешние стены Иерусалима. Его усердное исполнение ветхого закона, ежедневное приношение жертв снискало уважение народа и начальников веры и даже отражено в исторических документах. Известно, что он заботился о благосостоянии иудеев как на родине, так и в диаспоре. Рискуя своим положением, он убедил Калигулу отменить свой первый приказ об установки собственной статуи в Иерусалимском Храме. Всё это не мешало Агриппе устраивать также гладиаторские бои и языческие представления.

В Апостольских Деяниях (12.2-3) описано преследование Христиан Иродом Агриппой. Он казнил Апостола Иакова и посадил апостола Петра в темницу, так как это было угодно иудеям (Деян. 12.2-3).

Через семь лет после воцарения, Ирод внезапно заболел в Кесарии на играх в честь императора Клавдия. Одевшись в прекрасные серебрянные одежды, удивительно сиявшие в лучах солнца (Иосиф Флавий), Ирод Агриппа взошёл на торон и обратился к народу. «22. а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. 23. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. (Деян. 12.22-23)»

Ирод Халкидский, или Ирод V (в некоторых источника названный Иродом II) лишь не надолго пережил своего брата Ирода Агриппу. Согласно просьбе Агриппы, император Клавдий даровал ему титул Халкидского для управления земель севернее Иудеи. После смерти Агриппы, Ирод II получил право наблюдения за Иерусалимским Храмом и назначения первосвященников.

Ирод Агриппа II стал восьмым и последним из династии Иродов правителем святой Земли, назначенным Римом. По причине молодости, Агриппе II не было дано в управление территорий его отца. Он управлял прежней Филипской тетрархией, а в Иерусалиме наблюдал за Храмом и имел право назначения первосвященников.

Ирод Агриппа II, согласно книге Деяний, вместе с сестрой Вереникой и прокуратором Порцием Фестом слушали дело апостола Павла в Кесарии Палестинской (Деян. 25.13-26.32). Агриппа II был едва не «пойман» в веру Апостолом Павлом, но своей колкостью избежал такого уловления и поспешил закрыть собрание (Деян. 26.28-28).

Агриппа II всеми силами старался предотвратить войну иудеев с Римом. Это ему не удалось. И хотя он был иудеем по вероисповеданию, но остался верен Риму. Он посылал своих воинов в поддержку императору Веспасиану, участвовал в военных действиях императора Тита и даже был ранен. После падения Иерусалима он был с почестями принят в Риме и награжден титулом претора и новыми землями. Агриппа II продолжил царствовать до старости и умер бездетным.

Династия Иродов происходила не из 12 колен израилевых, а из идумеев. От идумеев лишь чуть более 100 лет до рождества Христова было потребовано обрезываться и исполнять закон Моисея.

Начало и конец династии Иродов связаны с помощью Римлянам в овладении Иерусалимом. Отец Ирода Великого, Антипатр Идумеянин помог императору Помпею овладеть Иерусалимом. Ирод Великий помог Риму отвоевать Иерусалим у ставленника парфянского царства Антигона II. А Ирод Агриппа II помог римским императорам в римско-идейской войне и способствовал взятию Иерусалима.

Ироды следовали благочестию и следили за исполнениям ветхого закона во многом из-за боязни вызвать недовольство народа и из желания угодить ему. Или, говоря современным языком, исходя из политических интересов. Их личные отступления от веры и нарушения вехого закона были всем известны. Другими словами они не поддерживали и не стремились к благочестию подобно царям дома Давида. Ко всему прочему, их царствование не было освящено Ветхозаветной Церковью и утверждалось языческими властями. Несмотря на это, среди иудейского общества всегда находились приверженцы хотя бы какой-нибудь царской власти, так и противники этого, чаявшие более независимости и мирского процветания, чем благочестия.

Отсюда можно сделать вывод, что нет смысла в монархии не освященной истинной верой и Церковью и не поддерживающей благочестия лично, как словом, так и делом.

Из жизнеописания династии Иродов легко заметить сходство их методов правления с современными политиками. Обманы, подлоги, заговоры, расправы с соперниками и какими-либо неугодными были естественным следствием их властолюбия. Но так или иначе, они беспокоились о благосостоянии своих граждан. Занимались благоустроением и созданием рабочих мест, налогообложением, апеллировали к разным частям и партиям иудейских и языческих частей общества, чтобы заслужить их благорасположение.

Рассматривая судьбы членов династии не возможно не обратить внимание на самообман и бесполезность усилий сторонников и противников Ирода. Тысячи и тысячи людей дали себя увлечь мiрским стихиям, гибельным для их мiрской и духовной жизни. Подобное происходит и сейчас для тех, кто надеется социальными и политическими усилиями устроить или повлиять на мiрскую жизнь. Как тогда, так и сейчас, подобные увлечения гибельны, и особенно гибельны для душ тех, которые принадлежат Церкви.

Из Евангельского повествования от Иоанна 6,15 известно, что после чудесного насыщения народа нашлись ревнители, которые хотели сделать Христа своим царем. Это показывает, что эти люди не обладали правильным пониманием о царстве грядущего Мессии. Люди надеялись получить царя, который бы имел земную армию, устранил зависимость от язычников и устроил бы их земное благоденствие. Но не для этого пришел в мiр Господь.

Даже после Воскресения Христова апостолы, подобно всему народу, надеялись на обновление Израильского царства и восстановление национального величия (Деяния 1.6-7). Но с сошествием Святого Духа их ошибка будет исправлена.

На суде у Пилата Господь говорит: «Царство Мое несть от мiра сего» (Ин. 18.36). Этим ответом Он не только развеивает политические обвинения против Себя, но и показывает насколько Царство Небесное выше, славнее, и прочнее земных царств.

Другой пример из истории Новозаветной Церкви, который хотелось бы привести, связан с событиями разрушения Иерусалима.

В Евангелии от Луки гл. 21.20-21 Господом были даны признаки грядущего разрушения Иерусалима для того, чтобы апостолы покинули его: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его». Однако никаких указаний на защиту Иерусалима от римлян Господом дано не было. Так Новозаветная Церковь в полном составе повиновалась и ушла из Иерусалима в город Пеллу. Новозаветная Церковь не размышляла о судьбах царства Израильского ни с политической, ни с национальной точки зрения и избегала какой-либо борьбы против Рима.

Этот пример, как и предыдущие, показывает что Церкви не следует участвовать в страстных стихиях общественной жизни мiра сего, а именно: в политических, экономических, национальных, социальных планах и устроениях.

В Апостольских посланиях также находятся примеры, связанные с отношением апостолов к различным социальным и общественным проблемам. Обратимся к первому посланию к Коринфянам апостола Павла (1 Кор 7:20-24) :

«20. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. 21. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. 22. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. 23. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. 24. В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.»

По словам блаженного Феодорита Кирского: «Благодать не знает различия между рабством и владычеством. Посему не бегай рабства как недостойного веры... ». И свободный человек может быть порабощен страстям и порокам, а истинно свободным может быть только тот, кто освободился от греха. Апостол называет свободного рабом Господа, а раба свободным во Христе, призывая таким образом к истинной свободе. [*5]

Далее апостол Павел наставляет не «делаться рабами человеков», что согласно словам святого Феофана Затворника означает «рабство не внешнее, а душевное, нравственное», которое «есть рабство страстям, есть рабство мiру и диаволу», от которого «христиане получают свободу в Господе Иисусе Христе.»

«Следовательно ... Не человекоугодничайте. Это одна, малозаметная, но много зла делающая в нравственном отношении сторона рабства мiру, человеческим мнениям, человеческим обычаям и желаниям человеков, с которыми приходится жить.» [*6]

Множество людей сейчас возлагает особенные надежды на устроение их земной жизни через социальные, политические или национальные преобразования. Но заметим, что апостол дважды призывает не менять своего звания, так как социальное и общественное положение ни имеет связи с истинной свободой данной христианам.

Напротив, человек вовлекающийся в такие мiрские события и устремления окружающих его людей, становится рабом мiру, рабом греху и теряет свободу во Христе.

Рождение и пребывание в этом мiре так или иначе не позволяют полностью избежать общения с ним. Но и Евангелие и изречения святых учат нас не привязываться к мiрскому. Приведу несколько цитат:

1-ое послание Иоанна гл 2, стихи 15-17:

«Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего. И мiр проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Преподобный Амвросий Оптинский:

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». [*7]

Преп. Исаак Сирин:

«Жизнь вечная есть утешение в Боге; и кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мiрское.» [*8]

Святый праведный Иоанн Кронштадтский:

«Чтобы любить Бога всем сердцем, надо непременно все земное считать за сор и ничем не прельщаться.» [*9]

«Весь мiр – паутина в сравнении с душой человека – христианина; ничто в нем непостоянно и ненадежно; ни на что опереться в нем надежно нельзя: все рвется.» [*10]

Что полюбит человек, в чем будет обращаться, то и найдет: полюбит земное, — земное и найдет, и поселится у него на сердце это земное, и сообщит ему свою земляность, и свяжет его; полюбит небесное, — небесное и найдет, и поселится оно в его сердце, и будет животворно им двигать. Ни к чему земному не нужно прилагать сердца, ибо со всем земным, когда мы неумеренно и пристрастно им пользуемся, срастворяется как-то дух злобы, оземленивший себя безмерным сопротивлением Богу.» [*11]

«Если читаешь светские журналы и газеты, извлекая из них полезное для себя как для гражданина, и христианина, и семьянина, то наипаче и наичаще читай Евангелие и писания св. Отцов, ибо грешно христианину, читая светские сочинения, не читать богодухновенных писаний. Ты следишь за событиями во внешнем мiре, — не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе. Читать только газеты и журналы – значит жить только одною стороною души, а не всей душой, или жить только по плоти, а не по духу. Все мiрское с мiром и кончится.»[*12]

И в завершении хочу предложить как нельзя лучше подходящий к нашему времени отрывок из 9-ой главы книги "Невидимая Брань" преп. Никодима Святогорца:

«Глава девятая. О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости

«...необходимо блюсти ум и от …многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным; и он не возможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению нашему и совершенству. Почему надлежит тебе так себя держать в отношении к ведению о земных вещах, хотя иной раз и позволительных, но не необходимых, как бы ты был уже умершим; и собирая всегда ум свой внутрь себя сколь можно сосредоточеннее, оставлять его праздным от мыслей о всех вещах мiра.

Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мiре и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: «Да будет тебе горьким вкушением слышание мiрских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных» (ч. 5 с. 52); внемли и тому, что вещает пророк Давид: «поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи» (Пс. 118,85). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мiре не хотеть знать, кроме Господа «Иисуса Христа, и Сего распята» (1 Кор. 2,2), кроме Его жизни и смерти, и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его.

Всякое другое расследование и разузнавание есть порождение и пища самолюбия и гордости; это – узы и сети диавола, который, видя, как воля тех, которые внимают духовной жизни, сильна и крепка, покушается победить ум их такими любопытствами, чтоб таким образом овладеть и им, и тобою. Для этого он обыкновенно влагает в них мысли высокие, тонкие и изумляющие ...И они, увлекаясь удовольствием иметь и рассматривать такие высокие помыслы, забывают блюсти чистоту своего сердца и внимать смиренному о себе мудрованию и истинному самоумерщвлению...»

Сноски

*1

Святитель Филарет Московский, Слово в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича

*2

Епископ Михаил (Лузин), Толкование на Евангелие от Луки

*3

Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Луки

*4

Епископ Михаил (Лузин), Толкование на Евангелие от Луки

*5

Святитель Феодорит Кирский, толкование на стихи 1 Кор 7:21-22

*6

Святитель Феофан Затворник толкование на стих 1 Кор 7:23

*7

Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим.

Глава «Некоторые общие наставления старца Амвросия»

*8

Преподобный Исаак Сирин Ниневийский, Подвижнические наставления

Наставление №75

*9

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе

Том 2, поучение 928

*10

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе

Том 2, поучение 1438

*11

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе

Том 1, поучение 197

*12

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе

Том 2, поучение 1180