Рождественское Посланiе Архiепископа Владимiра

Дорогие о Господе братие и сестры, священнослужители и пасомые, монашествующие нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

Поздравляю вас с великим Праздником Рождества Христова!

Христос Раждается, славите!

    Как не прославить Господа нашего Иисуса Христа в этот чудный, торжественный Праздник? 

    «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» – воспевает Св. Церковь словами Ангельского пения.

    О каком мире мы можем говорить, когда сегодня мы видим вражду, несогласия, разделения, муждуусобную брань и кровопролитие? Не о том мире, о котором говорят люди мiра сего, во зле лежащего, и который сегодня есть, а завтра его нет, и который непостоянен как утренний туман, а о мире человека с Богом. Господь пришел, чтобы примирить человека с Богом, с друг другом, со своей совестью. Этот мир – Божественный, благодатный, наполняющий душу радостью и тишиной, это – «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филип. 4, 7), это – Царство Божие, которое, по слову Спасителя, «внутрь вас есть» (Лук. 17, 21).

    «Я многократно, – говорит Св. Прав. Иоанн Кронштадтский, – подвергался разрушительному, смертоносному мятежу страстей, и всякий раз, в безчисленных по множеству случаях, получал от Господа скорое избавление и свободу отъ бури душевной и благодатный небесный мир. Вот какой мир принес на землю воплотившийся Сын Божий! Мір грешный не знает и не ищет этого мира, который есть предтеча вечного мира на небесах. Люди міра сего знают мир земной, прелестный, минутный, – мир, происходящий от успехов корысти и приобретений, от успехов самолюбия, честолюбия, плотоугодия и сладострастия; мир, происходящий от обаяния зрелищ, от удовлетворения чувства мести и проч. и проч. Это мир не Божий, а мир плотской, грешный, диавольский. Не такой мир принес на землю Сын Божий. Потому Он и Сам говорит: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мір дает, Аз даю вам (Іоан. 14, 27), т. е. Я даю вам не тот мир, который дает мір во зле лежащий (1 Іоан. 5, 19)».

    Промыслом Божиим еще не отнята возможность у врага рода человеческого искушать человеческий род. Враг хочет как можно больше погубить людей, внушая им взаимную ненависть, вражду, злобу, уныние и отчаяние, искушая человека многоразличными грехами и разными напастями и скорбями.

    Сам Господь сказал Своим ученикам и всем Его последователям: «в мiре будете иметь скорбь» (Иоан. 16, 33). Потому что жизнь каждого христианина, это – борьба, как говорится, «не на жизнь, а на смерть», борьба с врагом рода человеческого и со своими страстями. А в этой духовной борьбе, по духовному закону, всегда неотделимы скорби.

    И то, что в этой земной жизни даже самые великие радости неотделимы от скорбей, об этом нам ярко свидетельствует само великое событие Рождества Христова. О этой скорби образно говорится в Евангелии от Матфея: «глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иерем. 31, 15)» (2, 18). Четырнадцать тысяч младенцев, убиенных за Христа нечестивым царем Иродом, – вот какой ужасной скорбью для их матерей сопровождалась великая радость Рождества Христова.

    Это – страшный и, в то же время, вразумительный урок для нас всех на все времена, это сильное напоминание нам о том, чтобы мы в этом грешном мiре не бездумно мечтали о полном освобождении от скорбей, об устроении здесь безмятежной жизни и земного рая, но более заботились о небесном, чтобы мы прилеплялись своим сердцем не к временному, а к вечному.

    Никакой человек сам собою не мог и не может возвратить то, что потерял наш праотец Адам. Ни человек, ни ангел, а только Господь, Богочеловек мог искупить падшего человека и возвратить его на путь спасения.

    Бог, любящий нас гораздо более, чем мы любим сами себя, по величайшей Своей любви и милосердию к роду человеческому, «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16). Совершилась «велия благочестия тайна»: «Бог явися во плоти» (1 Тим 3, 16) и «с человеки поживе» (Вар. 3, 38).

    День Рождества Христова это – день, которого тысячелетиями ожидало человечество в своей безысходности. «К чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали и праведные желали видеть, то сегодня совершилось» – говорит Преп. Ефрем Сирин. 

    Господь наш Иисус Христос учением Своим разогнал тьму неведения и заблуждений ума человеческого и весь мiр просветил светом Евангелия. И теперь всякий, кто только хочет, может познать волю Божию и путь и средства к своему спасению.

    Спаситель Своим учением и Своею жизнью показал нам путь в Царство Небесное, которое потерял Адам. Через Адама человек наследовал: грех, проклятие, гнев, смерть, ад и осуждение. Это плоды ветхого рождения. А от Христа, посредством веры, человек наследует величайшее благо – правду, благодать, благословение, жизнь и вечное блаженство. Новое рождение во Христе происходит посредством слова Божия, которое есть семя нового рождения: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живого и пребывающего в век» – говорит Св. Апостол Петр (1 Петр. 1, 23). «Родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1, 18). 

    Это слово Божие пробуждает в нас не только веру, но и побуждет нас к исполнению заповеданного Господом, ибо, как учат Св. Апостол Иаков: вера без дел мертва есть (2, 17), и Св. Апостол Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, а исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2, 13). И Сам Господь говорит: «не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех» (Матф. 7, 21), «что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» (Лук. 6, 46).

    Сам Господь примером Своего Божественного смирения показывает нам путь ко спасению. Он ступил на землю тихо и кротко, дабы и «трости надломленной» не переломить и «льна курящегося» не угасить (Матф. 12, 20).

    Он приходит в мiр, дабы человеческий род искупить, исцелить, обновить и воскресить из мертвых. Приходит не как Царь в царской порфире и окруженный блистающими Небесными силами, а как Младенец, рожденный в овечьей пещере и пеленами повитый в яслях для скота. Приходит не как грозный Военачальник или Воевода в сопровождении вооруженного Воинства небесного, наводящего страх, а как «Отроча младо», Отрок, на Которого сразу после рождения земные цари и князья устроили нечеловеческую смертельную охоту. Приходит не как Повелитель, восседающий на троне, а как простой Ремесленник, находящийся в послушании у Своей Пречистой Матери Пресвятой Богородицы и праведного старца Иосифа.

    Он пришел в этот мiр как в темницу, где все скованы грехом и смертью. Он прибыл сюда как в больницу, где больные заражены проказой греха и где многие сходят с ума от своих страстей и греховности. Он прибыл во вражеский лагерь как пленник, позволив пленить Себя, и даже позволив, чтобы издевались над Ним и распяли Его. Все это Господь совершал в кротости, смирении и послушании Отцу Своему Небесному. Совершил Он это для того, чтобы властителей это вражеского лагеря связать, а братию Свою освободить, спасти и вознести в Царство Небесное.

    «Смирение разрушает все козни вражии» – говорит Св. Прав. Иоанн Кронштадтский. И преп. Амвросий Оптинский также говорит: «Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение» и «без смирения невозможно спастись». 

    Некоторые Отцы очень строго предупреждают о том, что «люди, не имеющие смирения и послушания, не имеют мудрости и любви. А не имеющий их не имеет и Бога».

    Посему, возлюбленные о Христе братие и сестры, пусть этот великий Праздник Рождества Христова, указующий нам на Божественное смирение нашего Господа, послужит нам в нашей жизни ярким примером и путеводной звездой к Солнцу Правды, Господу нашему Иисусу Христу, Который есть единственный Спаситель человеского рода, вчера, сегодня и завтра, и Коему подобает честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

+Архiепископъ Владимiръ

Рождество Христово, 2022 г. ст.ст.