Рождественское послание Преосвященного Тихона, Епископа Васильковского, временно Управляющего Южно-Российской Епархией РПЦЗ

Возлюбленная наша паства Южно-Российской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей! Поздравляю Вас с Праздником Рождества Христова! Христос раждается славите! Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!

В эти праздничные богоспасаемые дни как никогда актуально звучали молитвы Церкви «о мире всего мира» и наверняка нашу паству как и многих других соотечественников волнует вопрос: почему постигла нашу родину такая страшная кара Божия?

Много высказывалось и продолжает высказываться разных мыслей, о причинах, которые вызвали эту страшную кровавую катастрофу. При этом чаще всего называются причины экономического, политического и ,как сейчас принято говорить, геополитического характера. Но для нас, верующих православных людей, не может быть ни малейшего сомнения в том, что эти причины только вторичные, производные, привходящие, но отнюдь не главные, не коренные, не основные.

Главная причина всех бедствий, постигающих человека и лишающих его мира и благополучия, это – отход его от Единственного Источника жизни и благоденствия, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попрание Его Божественных законов и установлений, единственно-спасительных для человека.

Этим именно и согрешил и притом тяжко согрешил наш православный народ, которому был вверен Богом великий спасительный талант единой истинной, единой спасающей веры – веры святой, православной.

Дабы утверждения наши не показались кому-либо голословными, предоставим сегодня говорить на эту тему нашим величайшим духовным авторитетам последнего времени – Преосвященному Феофану Вышенскому и приснопамятному отцу Иоанну Кронштадтскому.

Вот, что писал великий наставник всех верующих святитель Феофан еще в 60-тидесятых годах девятнадцатого столетия:

«Знаете ли, какия у меня безотрадныя есть мысли? И не без основания. Встречаю людей, числящихся православными, кои по духу вольтериане, натуралисты, лютеране и всякого рода вольнодумцы. Они прошли все науки в наших высших заведениях. И не глупы и не злы, но относительно к вере и Церкви никуда негожи. Отцы и матери их были благочестивы; порча вошла в период образования вне родительского дома. Память о детстве и дух родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственныя дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, изсякнет наше Православие» (Письма о христ. жизни, стр. 78).

Ясно и определенно указывает святитель Феофан источник, из которого текло к нам это зло, и ранее приводившее нас к кровавым катастрофам:

«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!» (Письма о христ. жизни, стр. 70).

«Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые возстановлены изгнанные было из мира мерзости языческия; оттуда уже перешли оне и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним «двенадцатый год»: за чем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли... А теперь, кажется начал забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть: может быть опять пошлет на нас Господь таких же «учителей» наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустыя слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви.»

А вот как негодовал наш великий Святитель на вкравшийся уже в его время, по западному образцу, обычай светской «встречи Новаго Года»:

«Хочу укорить вас за то, что вы к языческим обратились обычаям и вместо Бога стали прибегать к бесам. Это не громкия только слова, а самое дело. Вспомните, как многие из вас встречали Новый Год, – и теперь хладнокровно разсудите, – похоже ли это на что-либо христианское?! До полночи проиграть в карты, или проговорить о всяких пустяках, а в самую полночь, – на рубеже стараго и новаго года, – взять бокалы и вертеться, – что это такое? и есть ли тут какой смысл? Бог – Владыка времени и жизни нашей, дал нам провесть один год и вводит в другой. В минуту сего прехождения что прилично? – Воздеть руки к небу и поблагодарить Господа за прошедшия милости и умолить Его продлить Свое благоволение и на будущее... А вертеться с бокалами – тут какой смысл? Шутка разве жизнь наша?!.. Если так, то, конечно, нельзя лучше встретить новаго года, как пустословием и пляскою. Это будет – задать тон на весь год. Но ведь вы и сами так не думаете о времени и жизни!! Что же это делалось? Повеселиться захотели? Для веселия разве нет другого времени? Нет, тут делалось что-то другое. Что же бы такое? Вы скажете: обычай зашел. И я подтвержду: обычай зашел, и прибавлю: обычай совсем не христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Слово на Крещение Господне, стр. 31–32).

Не менее сильны и убедительны и предостерегающие слова нашего великого праведника приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского.

«Удивительная болезнь явилась нынче», сетует о. Иоанн в своей беседе с сопастырями еще в 1904 году: « – это страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – прямой показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью – трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовною жизнью. И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения. Какое безумие! Точно дети, лишенныя разума. А между тем развлечения – это уже общественный порок, уже общественная страсть!..»

«Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных, – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела … у себя неоцненное жизненное сокровище – веру православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может» (Слово на Рождество Богородицы в 1906 г.).

Кажется, достаточно яркая и потрясающая душу картина нарисована в этих высказываниях наших великих светильников ! И ведь на наших глазах, можно сказать, уже неоднократно исполнялось все то, что они предрекали и от чего предостерегали, пламенно призывая наш народ к покаянию и исправлению жизни – перемене нравов языческих на христианские (по буквальному выражению о. Иоанна Кронштадтского, в одном из его слов).

«Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и ведая сие, веселитесь и радуйтесь в эти дни (Рождества Христова) со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтобы все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйныя какия-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога» (Свт. Феофан Слово на Рождество Христово из «Мыслей» стр. 461).

Христос раждается, славите!

† Епископ Тихон Васильковский Рождество Христово, 25 декабря 2023 г. ст. ст.