Пасхальное Послание Архиепископа Владимира

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Христе отцы, братие и сестры, монашествующие, пастыри и пасомые нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

Поздравляю вас с Великим и радостным Праздником Светлого Христова Воскресения!

    В этих кратких словах пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» , которыми мы приветствуем друг друга, – заключается великая сила и значение. Их нельзя произносить просто так, из-за принятого «обычая» или из чувства вежливости к собеседнику. Этими словами мы исповедуем нашу веру в Воскресение воплотившегося Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Этими словами выражается главная радость и надежда всей нашей жизни. Этими словами мы соприкасаемся с вечностью. Этими словами мы провозглашаем и исповедуем победу Воскресшего Господа над смертью, грехом и адом.

    Как об этом и говорит в своем Огласительном слове Св. Иоанн Златоуст: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос и жизнь жительствует». «Жизнь жительствует», – то есть воцарилась жизнь, вместо смерти; эти слова особенно радостны для тех, в сердцах которых живет Воскресший Христос и которые поэтому живут «надеждой воскресения и жизни вечной» – живут жизнью Св. Церкви, Которая есть Тело Христово.

    В Пасхальный период многократно торжественно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися Сионе! Ты же чистая красуйся Богородице, о востании рождества Твоего». То есть радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дочерей Православной Церкви! А как «светиться», как просвещаться и озаряться светом Христовым, нас научает Св. Апостол Павел, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Ефес. 5, 8-9).

    «В сей день великий (Пасхи)» – говорит Свят. Григорий Богослов, – «Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых родился, умер и возбужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, восхищены были с Тобою восходящим. В сей день светозарный и великий ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь».

    Своим Воскресением Господь наш Иисус Христос победил грех и смерть, сокрушил мрачное царство тьмы и освободил порабощенный человеческий род.

    «Победа Христова» – говорит Свят. Николай Сербский, – «есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного до последнего». «Земные победы, если на них смотреть издалека, выглядят красивее, вблизи же они более уродливы и отвратительны». «Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь на земле одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость».

    Было множество величайших святых, которых Господь Бог украсил за их жизнь различными дарами Своей благодати. Св. Праотец Авраам назван другом Божиим (Иак. 2, 23), о св. Пророке Божием Моисее читаем, что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12, 3), но только об одном человеке Господь Бог сказал, что он «по сердцу Моему» – это о Св. Царе, Пророке и Псалмопевце Давиде (1 Цар. 13, 14; Деян. 13, 22). Мы все знаем о знаменитой победе Давида над Голиафом, из Свящ. Писания мы видим, что Давид одержал множество военных побед, так что никто больше не решался нападать на Израиль. Но и ему, Св. Давиду, который «по сердцу» Господа, Сам Господь Бог сказал, что он не построит храм Божий, потому что, как «человек воинственный», пролил много крови (1 Пар. 22, 8; 28, 3). 

    Как мы видим, любая земная победа в очах Божиих имеет иное достоинство, нежели в очах человеческих.

    Только Христова победа  исполняет все сердца человеческие полнотою радости и освящает светом Его Воскресения. Ибо Господь «смертью смерть попрал, и сущим во гробех живот даровал».

    Благодаря Воскресению Господа нашего Иисуса Христа мы обретаем новую жизнь, мы становимся новым творением в Нем. В Священном Писании повествуется, как когда-то в могилу Св. Пророка Елисея был брошен мертвец, который от прикосновения к костям пророка тут же «ожил и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21). Также в духовном отношении происходит и с нами: как только мы верою, достойно и искренне соединяемся с Воскресшим Христом, особенно через причастие Его Св. Тела и Св. Крови, тотчас получаем новую жизнь, воскресшую от греха.

    Мы все воскреснем в будущем, мы «чаем воскресения мертвых» и, как верующие православные христиане, будем просить Господа, уповая на Его неизреченные богатые милости, дабы это наше воскресение было не в вечную смерть, а во спасение, в вечную жизнь нескончаемого блаженства и радости с Господом нашим Иисусом Христом. 

    Христос «смертию смерть попрал», поэтому смерть уже не какая-то утрата, а, как говорит Св. Апостол Павел: «для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» (Филип. 1, 21).

    Господь победил смерть, чтобы и мы, если исполняем Его Всесвятую волю, были с Ним в Царствии Небесном. Ведь Он неложно обещал: «кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26). Аминь.

    Воистину Воскресе Христос!

+Архiепископъ Владимiръ,

Пасха Господня, 2023 г.