Документы из Церковных архивов: Послание Архиерейского Собора 2008 года

13/26 ноября 2008 года.

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры в Отечестве и в рассеянии сущие!

Мы, Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, собравшись в г. Монреале (Канада) на очередной Архиерейский Собор под сенью чудотворной Иконы Божией Матери Владимирской (Харбинской) и Иконы Божией Матери Курско-Коренной, и укрепляемые частицей Животворящего Креста Господня, с радостным чувством сообщаем вам о долгожданном событии, произошедшем на Соборе, а именно, о решении прославить во Святых Приснопамятного Митрополита Филарета, третьего Первоиерарха нашей Церкви, как Святителя и Исповедника.


Доводим до вашего сведения, что само торжество прославления состоится милостью Божией 10/23 августа 2009 г. одновременно в Синодальном храме Свято-Преображенского скита в Мансонвилле (Канада) и в храме Свят. Иоанна Шанхайского г. Киева (Украина).

Верим, что Архиерейский Собор, проходивший в духе братской христианской любви, был под незримым покровительством нового Святого, Столпа нашей Церкви, значение которого для всех истинно верующих христиан в век Апостасии невозможно переоценить.

Приснопамятный Митрополит Филарет был не только изрядным делателем евангельских заповедей, но и пламенным ревнителем за Истину Христову, неутомимым стражем чистоты Православия. Строго святоотеческая позиция Святителя-Исповедника в отношении современных церковных вопросов, чуждая пагубных крайностей, отнюдь не утратила доныне своей актуальности и важности. И, более того, мнения Святого являются в век всемiрной Апостасии важнейшим указанием для стремящихся остаться в Истине, и дают всем нам верное направление среди неимоверно распространяющейся церковной путаницы, фальши и всякого рода подделок под Истину.

Постараемся, возлюбленные о Христе братья и сестры, в нынешнее непростое время хранить завет великого Святого нашего времени: «Держи что имеешь!» (Апок. 3: 11), и следовать его исповедническому пути, по которому шел вслед за ним и последний оставшийся в Истине наш законный Первосвятитель, Блаженнейший Митрополит Виталий.



В частности, следуя позиции Святителя Филарета, мы, зарубежные архиереи, еще раз напоминаем о невозможности считать неканоническую Московскую патриархию истинной Русской Православной Церковью, «нарушившей верность Христовой Истине с тех пор, как Митрополит Сергий в 1927 году в основу ея положил одновременное служение Христу и Велиару», а ее иерархов, как имеющих преемственность от Святейшего Патриарха Тихона Исповедника (Архиерейский Собор 1971 г.).

Также отметим, что и отступники – последователи архиеп. Лавра, приобщившись к Московской патриархии, утеряли преемственность не только с Блаженнейшим Митрополитом Виталием, по слову которого они уже «не могут считаться находящимися в ограде Церкви», но и с Святейшим Патриархом Тихоном Исповедником.



Это касается и епископа Агафангела (Пашковского), участвовавшего в гонениях против старца-Митрополита Виталия и его последователей, верного архиеп. Лавру и лишь в последний момент обособившегося от него и создавшего свою неканоническую группу – подделку под Русскую Зарубежную Церковь. Но, разорвав преемственность с Митрополитом Виталием и не восстановив ее своевременно, еп. Агафангел и его собратья, не имеют уже право именоваться зарубежными иерархами: какими бы то ни было «Всезарубежными Соборами» они не прикрывались. И, таким образом, все их деяния не имеют никакого реального отношения к Русской Зарубежной Церкви.



Никакой преемственности от Русской Православной Церкви Заграницей не имеет и так называемая РИПЦ, в отношении которой Блаженнейший Митрополит Виталий заявлял многократно, что с этой группой, незаконно рядящейся в катакомбные и зарубежные одежды, он не имеет «никакого молитвеннаго и литургическаго общения». Своими деяниями создатели РИПЦ поставили себя «вне состава Русской Православной Церкви Заграницей».



Согласно позиции Святителя Филарета в отношении церковных разделений, ушли в каноническое бездорожье (т. е. в раскол) и все отделившиеся от Русской Зарубежной Церкви, так называемые «осколки»: последователи монаха Валентина Суздальского, «епископа» Григория (Лурье), группа архиеп. Антония (Орлова) и еп. Виктора (Пивоварова), которые лишены ныне нашим Собором священного сана и производная от них группа запрещенного в священнослужении архимандрита Дамаскина (Балабанова). Также, отделил себя от соборного единства запрещенный в священнослужении еп. Антоний (Рудей), совершивший противозаконные, неканонические деяния (см. 1 Апост. пр.) и ставший самочинно «архиепископом».

Ни о каком объединении или диалоге с этими заблудшими в вере не может быть и речи, т. к., согласно слову нашего Святителя-Исповедника, с раскольниками возможен лишь монолог, то есть их покаянный приход в истинную Церковь.



Желая восполнить епископат нашей Церкви, нами, Милостью Божию, была совершена хиротония кандидата во епископа иеромонаха Виктора (Парбуса). Преосвященный Епископ Виктор занял вдовствующую доселе одну из самых старейших в Русской Зарубежной Церкви кафедр с титулом Парижский и Западно-Европейский. Также была совершена хиротония иеромонаха Алексия (Пергаменцева) в Епископа Салтановского, викария Молдовской епархии.



На Соборе, в связи с утверждением прошения о восстановлении «престола Православных царей» (в молитве «о спасении России»), нами обсуждался вопрос Православной монархии. Было выражено глубокое убеждение, что Православная монархия, при условии симфонии с Православной Церковью, является единственной, Богоучрежденной и законной формой государственного устроения в России, связанной клятвой Земского Собора 1613 г. Это положение было утверждено уже на Первом Всезарубежном Соборе Русской Зарубежной Церкви в 1921 г. и было подтвержено на последнем Земском Соборе во Владивостоке в 1922 г., этой позиции держались и все наши Приснопамятные Первоиерархи

.

Мы, архипастыри Русской Православной Церкви Заграницей, стремясь идти путем, указанным нашими верными Истине Святителями, призываем на всех наших чад в отечестве и в рассеянии сущих благодать Святаго Духа, врачующая немощных и укрепляющая слабых и просим не смущаться, глядя на церковные нестроения, а всегда держать в сердце обетование Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12:32).

Аминь.


 

+Епископ Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский


 

+Епископ Анастасий Владивостокский и Дальневосточный

 

+Епископ Виктор Парижский и Западно-Европейский


 

+Епископ Алексий Салтановский, Викарий Молдовской епархии