Справка о понятіи: анафема (анаѳема)

Понятие анафемы (ἀνάθεμα) является ветхозаветным термином и означает посвящение Іегове для уничтожения или для соответствующего употребления, т.к. этот объект не мог быть выкуплен или использован по человеческому усмотрению.

В оригинале это понятие описывалось выражением: חֵרֶם (cherem, 2764) какъ оно употребляется в книге Левит, а в переводе как: ἀνάθεμα: πᾶν δὲ ἀνάθεμα, ὃ ἐὰν ἀναθῇ ἄνθρωπος τῷ Κυρίῳ ἀπὸ πάντων, ὅσα αὐτῷ ἐστιν, ἀπὸ ἀνθρώπου ἕως κτήνους καὶ ἀπὸ ἀγροῦ κατασχέσεως αὐτοῦ, οὐκ ἀποδώσεται, οὐδὲ λυτρώσεται· πᾶν ἀνάθεμα ἅγιον ἁγίων ἔσται τῷ Κυρίῳ (Лев.27,28).

Cинодальный перевод не дает возможности проследить терминологическую логику изложения ветхозаветнаго оригинала и его перевода, поэтому необходимо цитировать древне-греческій перевод, т.к. выражение: ἀνάθεμα переводится въ этом стихе как: «заклятое»: «Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня» (Лев.27,28).

Как развитие этого понятия, выражение: חֵרֶם (ἀνάθεμα) стало применяться как означающее вещь, которую нельзя было приносить даже в дом, т.к. такой человек сам тогда предназначался для уничтоженія: καὶ οὐκ εἰσοίσεις βδέλυγμα εἰς τὸν οἶκόν σου καὶ ἀνάθεμα ἔσῃ ὥσπερ τοῦτο· προσοχθίσματι προσοχθιεῖς καὶ βδελύγματι βδελύξῃ, ὅτι ἀνάθημά ἐστι (Вт.7,26).

В этом синодальном переводе также используется выражение: «заклятое» вмѣсто ἀνάθημά: «и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся этого и гнушайся этого, ибо это заклятое».

В таком контексте анафематствовали себя (ἀνεθεμάτισαν ἑαυτοὺς) желавшие убить апостола Павла как отделившие себя для уничтожения, если они не сделают этого: Γενομένης δὲ ἡμέρας ποιήσαντες τινες τῶν Ἰουδαίων συστροφὴν ἀνεθεμάτισαν ἑαυτοὺς, λέγοντες μήτε φαγεῖν μήτε πιεῖν ἕως οὗ ἀποκτείνωσι τὸν Παῦλον (Дѣян.23,12).

В синодальном переводе опять используется выражение: «заклялись» вместо анафематствовали себя: «С наступлением дня некоторые иудеи, сговорившись, заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла» (Деян.23,12).

В таком же контексте употребляет это понятие апостол Павел, когда выражает желание быть как бы искупительной жертвой о своем народе и стать анафемой, т.е. отлученным от Христа, т.е. от Церкви, что было бы для него уничтоженіем в духовном смысле: ηὐχόμην γὰρ αὐτὸς ἐγὼ ἀνάθεμα εἶναι ἀπὸ τοῦ Χριστοῦ ὑπὲρ τῶν ἀδελφῶν κατὰ σάρκα (Рим.9,3). В синодальном переводе используется здесь выраженіе: «отлученным» вместо ἀνάθεμα, что определяет уже вероучительный смысл термина ἀνάθεμα: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9,3).

Поэтому для апостола «анафема» тот, кто не любит Христа: εἴ τις οὐ φιλεῖ τὸν Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν, ἤτω ἀνάθεμα. μαρὰν ἀθᾶ (1Кор.16,22), и этот контекст может объяснить как быть отлученным от Христа в нравственном смысле: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема. Маранафа!» (1Кор.16,22). В этом стихе греческое выражение ἀνάθεμα транслитерируется в русское слово «анафема». Если бы в контексте всей Библии в синодальном переводе соблюдалось это терминологическое соответствие, то смысл понятия «анафема» был бы более очевиден.

Апостол применяет также понятие анафемы к любому человеку, который отклонится от евангельскаго учения, которое он проповедовал: ἀλλὰ καὶ ἐὰν ἡμεῖς ἢ ἄγγελος ἐξ οὐρανοῦ εὐαγγελίζηται ὑμῖν παρ’ ὃ εὐηγγελισάμεθα ὑμῖν, ἀνάθεμα ἔστω (Гал.1,8).

По своему смирению апостол предположительно упоминает в этом стихе о себе: «Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – да будет анафема» (Гал.1,8).

Такой разбор понятия о анафеме необходим, чтобы понимать логику употребления его в церковной практике.

Согласно 10-му апостольскому правилу:

«Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен».

В оригинале:

«Αν κάποιος προσεύχεται για να αποκοπεί από την κοινωνία με την Εκκλησία, έστω και αν ήταν στο σπίτι, αφήστε τον να αφόρισε».

Выраженіе: αποκοπεί возможно перевести какъ: «отлученным», как и выраженіе: αφόρισε какъ «отлучен», и в таком контексте анафему можно определить как состояние полного отлучения от Церкви тех, кто в ней ранее пребывал. Отсюда ясна невозможность анафемы кого-либо, кто никогда и не был в общении с Церковью. Поэтому традиционно анафема в Церкви провозглашалась в отношении документов, учений, лиц, или собраний, которые отпали от церковнаго общения, и когда было необходимо определить: кто отпал от Церкви или был отлучен от нее. Сложность какой-либо церковной ситуации могла затруднить понимание мирянами: где Церковь и кто отпал от Христа, и поэтому провозглашение анафемы помогало пастве правильно определить с кем быть в общении. Чтобы анафематствовать таких откровенных богоборцев как Ленин и Сталин, или других людей, очевидно пребываюших вне церковного общения, хотя бы они почитали себя православными, должна быть церковная необходимость, а и иначе это превращается в политическую клоунаду. Если какие-то богоборцы или еретики и почитаются у сергиан, то это только являет справедливость анафематствования самой этой советской организации, и къ этому уже ничего невозможно добавить.

В документе самочиннаго сборища в с. Амосовка Курская обл. (октябрь 2015) значится:

«Считать «солтановское» собрание архиереев на Украине (2015 г.) самочинным разбойничьим сборищем, подпадающим под определние Первого Канонического Правила Святаго Василия Великаго и предать это сборище анафеме за каноническое беззаконие и сергианскую ересь» (ошибки оригинала здесь и далее не исправляются).

Что именно из этого правила вменяется в вину авторы не излагают.

Далее в этом документе обретается:

«Архиерейский Собор подтверждает провозглашенную Первоиерархом Филоретом Вторым анафему бандеровской власти на Украине и киевскому разбойничьему собранию архиереев, которые став на путь нового сергианства, обслуживают эту власть своими беззаконными решениями, забыв о правде Божией и о своем долге перед страждущим русским народом».

Из этого текста получается, что «бандеровская власть» была в церковном общении с данным сборищем, которое теперь отлучает его от общения с собой с помощью этой анафемы. Это очевидная глупость, т.к. никакая светская власть как собрание людей не может быть в церковном общении ни с кем, т.к. оно не церковное общество, но это возможно только конкретным людям входящим в такую власть о чем и упоминается въ 10-м апостольском правиле.

Амосовские раскольники отказались участвовать в законном соборе РПЦЗ, и объясняют одну из причин этого якобы каноническим беззаконием, когда на самом деле каноническое беззаконие совершил г-н Лапковский.

В своем извещении Архиерейскому Синоду от 12 марта 2014 г. он пишет:

«...в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Тихона №362 (от 1920г.) и в связи с пунктами 5, 6, 7 и 8 этого указа я вступаю в управление местными делами по окормлению паствы на всей земле Крыма, согласно долгу пастыря и церковных канонов, до принятия Архиерейским Синодом или Собором конкретных решений по вопросу о положении нашей Церкви на исконно русском полуострове», т.е. захватывает не принадлежащую ему каноническую территорію, хотя г-ну Лапковскому ничто не мешало продолжать общаться со своей паствой какъ и раньше.

Сам факт свободного общения с Синодом г-на Лапковскаго делает невозможным для него использование указа 362, который к тому же утратил свое значение после образования РПЦЗ, но к сожалению эта уловка продолжает употребляться невежественными в каноническом учении Церкви раскольниками.

Далее у сборища упоминается о «сергианской ереси», но согласно «разъяснению» г-на Семовскихъ отъ 13.03.2016 о действиях Собора РПЦЗ:

«...беззаконие не связано с догматическим вероучением, анафема не может добавляться в Чин анафематств».

Г-н Семовских вероятно запамятовал, или те, кто для него составил эту бумагу, что-то напутали, т.к. такая анафема уже используется в РПЦЗ:

«19. Утверждающим антихристианскую ересь сергианскую; учащим, яко союзом с врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвиг мученичества и исповедничества отвергающим, и на иудином основании лжецерковь устрояющим, и сего ради дозволяющим нарушать и искажать учение, каноны и нравственные законы христианские; заповедающим христианам поклонятися богоборческой власти, будто бы Богом данной, и служить ей не за страх, а за совесть, благословляя все ея беззакония; оправдывающим гонения на Истинную Церковь Христову от богоборцев, думая тем самым служить Богу, яко и совершали на деле продолжатели ереси обновленческой митрополит Сергий Страгородский и все его последователи, Анафема! (трижды)».

Обилием такой писанины эти раскольники пытаются придать правдоподобность своим измышлениям, но соблазнить они способны только себе подобных, и сами по себе личности этих раскольников не важны, но важно обличить ихъ идеологию.

+Епископъ Амвросiй Денверскiй,

Секретарь Архiерейскаго Сvнода РПЦЗ