Святитель Филаретъ Исповѣдникъ. О постничествѣ.

Великій постъ приблизился, братіе, и въ его преддверіи христіанину не мѣшаетъ подумать о томъ, какъ должно ему проводить время Великаго поста и прежде всего, какъ нужно ему соблюдать самый постъ и исполнять церковные уставы. Нужно имѣть въ виду, что церковный уставъ о постѣ, съ одной стороны, все время тамъ, гдѣ читается о немъ въ церковныхъ книгахъ, предназначается какъ бы для монастырей. Но съ другой стороны, мы знаемъ, что великіе подвижники и постники постились гораздо строже, чѣмъ указано въ церковномъ уставѣ.

Вотъ вчера, въ послѣдній субботній день передъ Великимъ постомъ, Церковь прославляла тѣхъ постниковъ, тѣхъ подвижниковъ-аскетовъ, которые жизнь свою проводили въ строжайшихъ подвигахъ воздержанія. Среди нихъ были преп. Антоній Великій, преп. Макарій Великій, преп. Ѳеодосій Великій, Пименъ Великій, Евѳимій Великій и пр. Все это были подвижники, которые, повторяю, постились гораздо тверже, чѣмъ церковный уставъ повелѣваетъ. Конечно, указывая намъ на нихъ, Церковь не требуетъ отъ насъ того, чтобы мы въ полной степени подражали и сравнивались съ ними. Во-первыхъ, и образъ жизни у нихъ былъ совсѣмъ иной. Это были или отшельники или, во всякомъ случаѣ, пустынножители. О нихъ есть чудные примѣры въ Житіи Святыхъ. Кажется, если можно такъ выразиться, среди нихъ рекордъ поставилъ преподобный Паисій Великій, который два сорокоуста подрядъ, т. е. 80 дней, кромѣ причастія Святыхъ Тайнъ, не принималъ никакой пищи. И однако же, былъ полонъ силъ, не только духовныхъ, но и физическихъ, несъ свои подвиги, несъ весь уставъ и порядокъ иноческаго житія, а постился. Многіе изъ святыхъ постились по 40 дней, подражая Самому Господу Іисусу Христу, а такихъ, которые постились по недѣлямъ, вкушая только въ концѣ ея, такихъ много было. И на Руси у насъ было такихъ много. Но повторяю, Церковь вовсе не требуетъ отъ насъ, чтобы мы сравнялись съ ними въ ихъ подвигахъ. Она только указываетъ на то, что уставъ церковный. Если эти люди могли нести такіе подвиги пощенья, то, какъ указанъ онъ въ нашихъ богослужебныхъ книгахъ и порядкѣ, уставъ этотъ является болѣе или менѣе посильнымъ для всякаго человѣка. Но, конечно, когда человѣкъ силами слабъ, тогда отъ него не требуется, чтобы онъ уставъ церковный строго исполнялъ, ибо его смыслъ заключается въ томъ, чтобы человѣкъ обуздалъ свою многострастную, прихотливую и похотливую плоть, смирилъ бы ее, взялъ бы ее крѣпко въ свои руки и подчинилъ бы плоть своему духу. Если нужно такъ смирять свою многогрѣшную и тѣлесную природу постомъ, то если человѣкъ нездоровъ, то отъ него не требуется такой мѣры, как отъ здороваго, потому что постъ долженъ дѣлать то, что въ данномъ случаѣ сдѣлала сама ослабѣвшая природа человѣка, что сдѣлала болѣзнь. Отъ немощнаго, отъ слабаго, котораго уже боретъ или которому грозитъ болѣзнь отъ его слабости, отъ него не требуется строгаго поста. Но только помните, возлюбленные, если человѣкъ строго поститься не можетъ, а постъ наступилъ, то пусть онъ соблюдаетъ постъ въ той мѣрѣ, въ какой для него посильно, чтобы не ослаблять его организма и безъ того слабаго, но зато — на это время поста онъ, непремѣнно, долженъ себѣ отказать въ чемъ-либо такомъ, что онъ любитъ: или въ какой-либо пищѣ или въ чемъ-нибудь другомъ. Такъ или иначе, пусть наложитъ на себя подвигъ воздержанія, и недостатокъ пощенія въ пищѣ возвратитъ пощеніемъ — воздержаніемъ въ чемъ бы то ни было другомъ, что человѣкъ любитъ, къ чему онъ привыкъ, можетъ пристрастился и вотъ въ Великій постъ онъ долженъ это остановить.

Я зналъ многихъ людей, которыми, напримѣръ, владѣла недобрая привычка — курить табакъ. И многіе изъ нихъ, когда начинался Великій постъ, ее оставляли. Они мужественно переносили чувство извѣстнаго лишенія и недостатка, который бываетъ у человѣка въ это время. Привычка ослабѣвала и, въ концѣ концовъ, по существу, воздерживаться уже было нетрудно. А потомъ, когда ихъ спросишь: «Вотъ, если вы уже привыкли къ такому воздержанію, какъ будто бы вамъ уже не трудно воздерживаться отъ этого табачнаго зелья, то почему же вы снова взялись за него, когда Пасха наступила, когда закончился постъ?» Они говорятъ: «И сами не знаемъ. Насъ теперь, особенно, и не тянуло, а вотъ, по слабости воли...»

Но нужно помнить, что человѣкъ слабъ своей волей тогда, когда онъ привыкъ все на себя опираться. А когда онъ опирается на помощь Божію и, сознавая свою немощь, проситъ Господа о помощи, результатъ будетъ совсѣмъ другой. Я зналъ одну женщину, уже пожилую, почти старушку, которая сорокъ лѣтъ подрядъ курила табакъ, что называется, дымила, какъ паровозъ. Ей было разъ сказано про преподобнаго Серафима Саровскаго, какъ онъ помогалъ такимъ людямъ, одержимымъ такой страстью, такой привычкою. И вотъ случилось явное чудо: эта женщина, которая не могла обойтись безъ папиросъ и полчаса, послѣ того, какъ я отъ нея ушелъ, — она мнѣ сама разсказывала, — подошла къ образу преп. Серафима и съ глубокой вѣрой его попросила: «Батюшка отецъ Серафимъ, ты знаешь, что я хотѣла бы разстаться со своей недоброй привычкой. Помоги мнѣ, чтобы не курить». И какъ она сама говорила: ее больше ни разу не потянуло къ папиросѣ. И вотъ, когда человѣкъ съ такой простой вѣрой обращается къ Господу и Его святымъ угодникамъ, то Божія помощь НЕПРЕМѢННО навстрѣчу идетъ — это нужно помнить! А время поста, какъ разъ то время, когда человѣку нужно подумать о жизни своей и о душѣ своей, и постараться какъ-то очистить ее отъ всякаго грѣховнаго мусора и освѣжить ее. Вѣдь Великій постъ надо проводить не только просто такъ: поговѣлъ, какъ говорятъ, да и опять за то же взялся потомъ, а какъ бы продумать свою жизнь, оцѣнить ее, какъ слѣдуетъ, предъ лицомъ святого и строгаго Евангельскаго закона, и постараться какъ-то улучшить себя, и свою жизнь и свою душу, въ эти святые дни Великаго поста. И просить у Господа, и если Господь поможетъ и какъ-то человѣку удастся немножко съ собою совладѣть, чтобы это потомъ не исчезло безъ слѣда, какъ у насъ бываетъ послѣ Великаго поста. Чтобы это все осталось закрѣпленнымъ въ его душѣ, какъ его духовное пріобрѣтеніе.

Вотъ мы съ вами вступаемъ въ постъ и каждый изъ насъ и долженъ молить Господа, чтобы Господь помогъ намъ использовать это постное время. Святые отцы любили говорить, что недаромъ у насъ, въ нашемъ сѣверномъ полушаріи, постъ всегда совпадаетъ съ временемъ весеннимъ: весна есть время посѣва, сѣется доброе сѣмя, чтобы потомъ плодомъ его пользоваться цѣлый годъ. Такъ вотъ эта духовная весна также должна человѣку внушить, чтобы онъ доброе сѣмя посѣялъ на нивѣ своего сердца и чтобы это сѣмя дало, съ Божьей помощью, добрый, прочный и хорошій плодъ. Аминь.


Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — Нью-Іоркъ, 1989. — С. 35-37. Оцифровка: Русскiй Порталъ