Память архиепископа Сергия. 10 лет.

Десять лѣтъ назадъ въ ночь съ воскресенія 27/9 на 28 марта /10 апрѣля 2006 г. въ монреальской больницѣ Royal Victoria Hospital въ окруженіи своихъ духовныхъ чадъ, священства и прихожанъ мирно отошелъ ко Господу нашъ духовный отецъ Преосвященнѣйшій Сергій, Архіепископъ Монреальскій и Восточно-Канадскій.

Не для одного поколѣнія владыка Сергій сталъ проводникомъ къ истинной вѣрѣ, къ спасительной Истинѣ. Великое множество людей прямо или косвенно обязаны ему тѣмъ, что были освящены свѣтомъ Православія и укреплены въ исповѣданіи неповрежденной Истины. Многіе могутъ научить внешнимъ сторонамъ православія. Немало людей могутъ рассказать, какъ креститься, как поститься, как дѣлать то или другое "церковное" дѣло. Но любить Истину, любить Христа, любить ближняго, исполнять заповѣди можно научить только собственнымъ примѣромъ. Дерзости по Богѣ, на поколебимости въ исповѣданіи можно научить только самому преуспевая въ этомъ. Аскетическому подвижничеству можетъ научить только подвижникъ. Смиренію и кротости можетъ научить только кроткій. Такимъ учителемъ и былъ смиреннѣйшій архіепископъ Сергій. Онъ былъ настоящимъ любящимъ отцомъ, готовымъ всѣго себя отдавать ради Христа и ради ближняго.

По сей день при чтеніи слѣдующихъ апостольских словъ всѣгда передъ глазами у насъ встаетъ образъ владыки Сергія:

Братіе, таковъ намъ подобаше архіерей, преподобенъ, незлобивъ, безскверненъ, отлученъ отъ грѣшникъ и вышшѣ Небесъ бывъ. Иже не имать по вся дни нужды, якоже первосвященницы, прежде о своихъ грѣсехъ жертвы приносити, потомъ же о людскихъ: сіе бо сотвори единою, Себѣ принесъ. (Евр. 7:26)

И еще:

Плодъ же духовный есть любы, радость, миръ, долготерпеніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе. На таковыхъ нѣсть закона. иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:22-24)

Вотъ такой онъ и былъ – точно, какъ завѣщалъ апостолъ. Не только жизнь его была смиреннѣйшей, но и сама смерть его была примѣромъ одновременно кротости и вѣры. Онъ и умираяя, подалъ намъ урокъ: кончина была его такой тихой, такой блаженной и при таковыхъ обстоятельствахъ, что можно смело сказать, что онъ не просто умеръ, а перешелъ изъ міра грѣшнаго въ Царствіе Божіе къ вожделенному Господу.

Владыка Сергій, въ міру Святославъ Сергѣевичъ Киндяковъ началъ свой жизненный путь 11/24-го октября 1933 г. въ Югославской деревнѣ Дольцы подъ Бѣлградомъ, куда Господь вывелъ его родителей изъ охваченной кровавой большевицкой чумой Россіи.

Отецъ Владыки Сергѣй Сергѣевичъ былъ столбовой дворянинъ Саратовской губерніи. Будучи юристомъ, онъ въ качествѣ воинской повинности передъ самымъ началомъ Первой міровой войны окончилъ морскіе курсы, и поступилъ служить на Балтійскій флотъ. Мать, Маргарита Николаевна урожденная Фиглева – отпрыскъ благочестивой дворянской семьи изъ Ржева.

Когда Святославу Киндякову было около двухъ лѣтъ, семья перебралась въ Бѣлградъ. Во время Второй міровой войны отецъ ушелъ на фронтъ въ составѣ Русскаго Корпуса, гдѣ руководимый надеждой на освобожденіе Россіи отъ большевиковъ, сражался противъ Красной Арміи вплоть до конца войны, которую встрѣтилъ въ госпиталѣ съ отмороженными ногами.

Послѣ окончанія школы, въ 1945-мъ году Святославъ Киндяковъ пріѣзжаетъ въ мѣстечко Бѣлая Церковь для поступленія въ Русскій Кадетскій Корпусъ. Однако стать кадетомъ Святославъ не успѣлъ – ввиду наступленія Красной Арміи, Кадетскій Корпусъ былъ эвакуированъ и направленъ въ противовоздушный лагерь въ Германію. Въ тотъ же лагерь вмѣстѣ съ остальными абитуріентами попалъ и нашъ будущій владыка, гдѣ его засталъ конецъ войны. Лагерь былъ распущенъ, и черезъ нѣкоторое время Святославъ возсоединился со своей матерью и двумя сестрами въ деревнѣ Грюнау (Grunau) Австрійской провинціи Верхняя Австрія (Oberosterreich). Позднѣе, ихъ тамъ отыскалъ отецъ.

Изъ деревни отецъ отправилъ Святослава на учебу въ Зальцбургскій лагерь Паршъ (Parsch) для перемѣщенныхъ лицъ ( DP ), гдѣ въ то время находился большой русскій городокъ. Уровень образованія въ этомъ городкѣ былъ настолько высокъ, что австрійское правительство принимало выпускниковъ гимназіи въ университетъ безъ экзаменовъ.

ВЪ 1947 году послѣ кончины отца, семья перебирается въ тотъ же лагерь Паршъ, гдѣ учился Святославъ. Ввиду невозможности для правительства Австріи принять всѣхъ бѣженцевъ, ихъ стали разсылать по всему міру. Въ то время Аргентина принимала вдовъ военныхъ, воевавшихъ на сторонѣ Германіи, и Киндяковы отправились въ Южную Америку, куда прибыли въ 1948 году.

Въ Аргентинѣ Святославъ окончилъ гимназію и поступилъ въ университетъ, гдѣ учился сперва на инженерномъ, затѣмъ на философскомъ факультетѣ. Однако, вскорѣ оставилъ учебу и пошелъ работать. Работалъ на стройкѣ и на фабрикѣ. Потомъ попалъ въ типографію «Православное Слово» епископа Іоасафа, правящаго Аргентинскаго, гдѣ трудился подъ началомъ іеромонаха Корнилія. Позднѣе, Святославъ перешелъ въ типографію газеты «Наша Страна», которой руководилъ Иванъ Лукьяновичъ Солоневичъ. Въ типографіи «Нашей Страны» Святославъ участвовалъ въ наборѣ, версткѣ, печати и доставкѣ матеріаловъ.

Въ 1958 году изъ Аргентины вслѣдъ за старшей сестрой Свѣтланой, Святославъ съ матерью и младшей сестрой Ольгой, переѣхалъ въ городъ Торонто, Канада.

Въ октябрѣ 1958 года Святославъ познакомился съ пріѣхавшимъ въ Торонто Канадскимъ правящимъ епископомъ Виталіемъ. Послѣ разговора со Святославомъ, епископъ Виталій пригласилъ его присоединиться къ Братству преп. Іова Почаевского. Такъ 20-го октября 1958 г. Святославъ Киндяковъ оставилъ мать и сестеръ и уѣхалъ вмѣстѣ съ владыкой Виталіемъ въ Монреаль. По его собственному свидѣтельству, въ тотъ день онъ ощущалъ себя на вершинѣ счастья.

Въ 1960 году Святославъ былъ постриженъ въ рясофоръ съ именемъ Сергій въ честь Преподобнаго Сергія Радонежскаго, а черезъ годъ - въ мантію. ВЪ 1962 году владыка Виталій рукоположилъ о. Сергія въ іеродіаконы.

Братство преп. Іова Почаевскаго. 1960 г. Монреаль. 

Живя въ Братствѣ на подворьѣ, отецъ Сергій трудился въ типографіи. Проводя по шестнадцать часовъ въ сутки за линотипомъ, онъ набиралъ духовныя книги. Большинство изъ изданныхъ въ Монреалѣ книгъ Братствомъ Іова Почаевского было набрано отцомъ Сергіемъ (Киндяковымъ).

Отецъ Сергій за линотипомъ

ВЪ 1965-мъ году о. Сергій былъ возведенъ въ архидіаконы, а въ 1968-мъ г. рукоположенъ въ іеромонахи, затѣмъ въ игумены, и въ 1984 г. въ архимандриты.

Свое діаконское и священническое служеніе о. Сергій проходилъ въ часовнѣ преп. Серафима Саровскаго - нашемъ тѣперешнемъ храмѣ, въ Свято-Николаевскомъ Соборѣ, Спасо-Преображенскомъ скиту, а также въ теченіе шести лѣтъ въ Церкви Іоанна Сочавскаго.

Въ 2001 году отецъ Сергій сталъ свидѣтелемъ предательства со стороны сѵнодальныхъ архіереевъ по отношенію къ Митрополиту Виталію. Позднѣе, когда настало время для личнаго выбора, стоять ли въ истинѣ или подчиниться духу міра сего, отецъ Сергій не колеблясь оставилъ храмъ, въ которомъ прослужилъ безъ малаго сорокъ лѣтъ.

Бывшіе духовные чада, братья и сослужители или трусливо помалкивали, или захлебывались клеветой въ адресъ отца Сергія, поступокъ котораго обличалъ ихъ малодушіе.

Однако нашего будущаго владыку это не сильно безпокоило, ибо міръ онъ оставилъ давно, и уже утвердился въ своемъ стояніи въ истинѣ, что и позволило сдѣлать вѣрный выборъ.

Въ томъ же 2001 году отецъ Сергій былъ хиротонисанъ во Епископы, и былъ викаріемъ Митрополита Виталія до 2004 года, когда былъ назначенъ правящимъ Монреальскимъ и Восточно-Канадскимъ.


архіепископъ Сергій (Киндяковъ) и митрополитъ Виталій (Устиновъ)
въ Храмѣ преп. Серафима по литургіи Богоявленія 2004 г. 

На Архіерейскомъ Соборѣ 2005 года Владыка Сергій былъ возведенъ въ санъ Архіепископа. Вскорѣ послѣ Собора, Владыка совершилъ свое первое іерейское рукоположеніе.
На протяженіи всего своего служенія, Владыка Сергій оставался смиреннымъ ревнителемъ истины. Не имѣя формальнаго духовнаго образованія, но благодаря ремеслу наборщика, которое освоилъ на многочисленныхъ послушаніяхъ, а также по велѣнію души, онъ былъ чрезвычайно начитаннымъ въ духовной области.

Владыка никогда не желалъ рукоположенія въ тотъ или иной санъ, но полностью полагаясь на волю Божію, принималъ каждую новую стѣпень духовнаго служенія, какъ послушаніе. Такъ, совмѣстивъ духовную ревность, образованность, и смиреніе, закаливъ эти качества въ монашескихъ подвигахъ, преодолѣвъ искушеніе раскола, Владыка Сергій явился настоящимъ алмазомъ Церкви Христовой.

Тѣ, кто близко зналъ Владыку Сергія, подтвердятъ, что онъ почти никогда не повышалъ голоса – ни на людяхъ, ни въ частныхъ бесѣдахъ. Владыка также никогда не дѣлалъ замѣчаній и не давалъ духовныхъ совѣтовъ, если его объ этомъ не спрашивали. Друзей и враговъ Владыка встрѣчалъ одинаково радушно. Единственно, къ кому онъ былъ замѣтно холоденъ, кого не хотѣлъ видѣть – это сознательныхъ враговъ Церкви.

Владыка искренне и трогательно любилъ. Въ первую очередь онъ любилъ Господа и Церковь, а ткже и ближнихъ. Бывало, читая на службѣ Евангеліе, Владыка остановится, сдерживая слезы умиленія, вздохнетъ и продолжитъ. Такъ было и всякій разъ при чтеніи житія преп. Маріи Египетской на Великомъ Канонѣ. Нерѣдко и въ личной духовной бесѣдѣ, если рѣчь заходила о преподобныхъ подвижникахъ, владыка съ искренней радостью увлеченно восклицалъ: "вотъ же жизнь!", имѣя ввиду, что подвигъ ихъ считалъ наилучшимъ путемъ, которому можно только позавидовать.

Не имѣя никакихъ личныхъ вещей, кромѣ ветхой одежды и облаченій, Владыка старался всегда жертвовать изъ своей государственной пенсіи, которую воспринималъ какъ незаслуженный даръ. Особенно въ послѣдніе мѣсяцы Владыка старался раздавать всю свою пенсію до копейки.

Когда Владыкѣ Сергію дарили нечто цѣнное онъ стремился это передарить. Даже и архіерейскіе облаченія, подаренные ему прихожанами, онъ раздарилъ, согласившись оставить сѣбѣ самое скромное, въ которомъ его и похоронили.
Владыка съ большимъ вниманіемъ относился къ крестному знаменію и поклонамъ. Крестъ его былъ твердый – отъ чела до чрева, отъ праваго до лѣваго плеча. Земной поклонъ былъ неспѣшнымъ, смиреннымъ. Стремясь подражать великимъ подвижникамъ, въ болѣе ранніе годы, владыка совршалъ по несколько тысяч земныхъ поклоновъ за ночь.

Поясные поклоны Владыка также совершалъ истово, всегда касаясь костяшками кисти пола. Однажды нужно было уговорить его, чтобы он низко не кланялся, т. к. только перенесъ операцію на глаза.

Будучи смиреннымъ и кроткимъ, Владыка Сергій не терпѣлъ лжи. Многіе изъ своихъ отвѣтовъ на духовные вопросы онъ начиналъ со словъ "нужно быть честнымъ". Честнымъ онъ былъ съ самимъ собой и съ ближними. Объ идейныхъ лжецахъ и гонителяхъ Церкви Христовой, Владыка отзывался просто – мерзость. Онъ также не терпѣлъ всякаго рода ересей и попытокъ ихъ оправдать – такъ соблюдая призывъ Господа: Но да будетъ слово ваше: "да, да", "нѣтъ, нѣтъ"; а что сверхъ этого, то отъ лукаваго. (Мф. 5:37)

Спорящихъ друзей Владыка Сергій примирялъ собствѣннымъ смиреніемъ. Владыка умѣлъ неназойливо послужить ближнему, внѣ зависимости отъ его положенія. Напримѣръ, во время спора двухъ чтецовъ о томъ, кому принести нужную книгу изъ библіотеки, Владыка молча, со смиреніемъ приносилъ эту книгу. Также и на службѣ, Владыка, не смущаясь, самъ бралъ кадило, самъ дѣлалъ всё, что упускали изъ виду прислужники и сослужители.

Таковые дѣйствія его были настолько смиренны, что, въ первую очередь, не обличали, но подавали примѣръ кротости (Мф. 11:29).

Если Владыку спрашивали о молитвѣ, то онъ отвѣчалъ, что лучшая молитва – въ церкви. Говоря такъ, Владыка подтверждалъ слова дѣломъ, стараясь служить какъ можно чащѣ. Послѣдніе годы Владыка Сергій за рѣдкимъ исключеніемъ служилъ всѣ возможные службы, совершая полный кругъ суточнаго богослуженія, всегда въ храмѣ прославляя и благословляя Бога (Лк. 24:53). Этимъ подвигомъ Владыка не только спасалъ свою душу, но и, какъ пастырь, призывалъ паству въ церковь, давая возможность въ любой день побыть на службѣ Божіей.

Въ пятницу 11/24 марта Владыка Сергій отслужилъ утреню, и послѣ трапезы удалился въ келью. На слѣдующее утро онъ подготовилъ службу для клироса, сдѣлалъ еще нѣсколько дѣлъ и, почувствовавъ боль въ головѣ, прилегъ. Ему стало замѣтно хуже и, вызванная, скорая помощь отвезла владыку въ больницу, гдѣ онъ потерялъ сознаніе. Срочно была сдѣлана операція по удаленію гематомы изъ полости черепной коробки. Въ сознаніе Владыка не приходилъ. Доктора не дѣлали никакихъ прогнозовъ, но по всему было видно, что они не питаютъ большихъ надеждъ на его выздоровленіе.

На второй день послѣ операціи Владыкѣ принесли вязаныя четки, которыя онъ, будучи въ комѣ, вдругъ началъ тянуть. Временами рѣдко, а порой довольно бодро перебирая узелки большимъ пальцемъ лѣвой руки, какъ дѣлалъ и раньше. Это не столько вселило въ любящихъ Владыку надежду на его выздоровленіе, сколько вдохновило и ободрило духовно. Было много свидѣтелей, включая недоумѣвающихъ врачей, видѣвшихъ, какъ Владыка продолжаетъ молиться, находясь въ глубокой комѣ.

Двѣ недѣли Архіепископъ Сергій готовилъ паству къ своей смерти. Не приходя въ сознаніе, онъ лежалъ въ больницѣ, а въ это время прихожане сплотились въ молитвахъ за своего любимаго архипастыря. Каждый день служились молебны о здравіи Владыки. Обращаясь къ опыту предыдущихъ лѣтъ, можно сказать, что, только благодаря болѣзни Владыки, множество народу посѣщало службу Божію въ Крестопоклонную Седмицу.

Въ 5-ю Недѣлю Великаго Поста памяти преподобной Маріи Египетской вечеромъ въ храмѣ Преподобнаго Серафима Саровскаго для прихожанъ совершалось таинство Соборованія. Въ службѣ принималъ участіе пріѣхавшій провѣдать Владыку Сергія епископъ Владиміръ. Во время службы изъ больницы пришла новость объ ухудшеніи состоянія владыки Сергія. Около трехъ десятковъ прихожанъ, владыка Владиміръ, іерей Андрей, діакон Алексѣй и клирики сразу послѣ службы отправились въ больницу.

Владыка Сергій лежалъ, какъ и прежде, на своей кровати. Дыханіе Владыки было тяжелое, пульсъ частый. Епископъ Владиміръ совершилъ послѣдованіе, «бываемое на разлученіе Души отъ Тѣла, внегда человѣкъ долго страждетъ». Черезъ нѣкоторое время пульсъ нормализовался, а дыханіе стало совсѣмъ рѣдкимъ. Было очевидно, что Владыка отходитъ. Прихожане, чуть не больше половины которыхъ составляли греки, стали класть на грудь Владыки Сергія иконки, ладанки, натѣльные кресты. Скоро пульсъ совсѣмъ пересталъ прощупываться въ кисти, и нѣкоторое время еще чувствовался въ локтѣ. Руки владыки Сергія держали его родная сестра Ольга и священство. Пульсъ пропалъ, и Владыка послѣдній разъ выдохнулъ, – душа его тихо отошла ко Господу въ 0:12 въ понедѣльникъ шестой седмицы Великаго Поста. Владыка Владиміръ возложилъ на главу Архіепископа Сергія епитрахиль, и, немедля, отслужилъ «Канонъ молебный ко Господу нашему Іисусу Христу, и Пречистей Богородицѣ Матери Господни, при разлученіи души отъ тѣла», а затѣмъ, сразу же – заупокойную литію.

Въ день блаженной кончины Архіепископа Сергія, на шестомъ часѣ мы читаемъ: Хранящій заповѣдь хранитъ душу свою, а нерадящій о путяхъ своихъ погибнетъ. (Притч. 19:16) . Всякій, знавшій близко Владыку Сергія, можетъ свидѣтельствовать, что Владыка всѣмъ сердцемъ любилъ Христа, Которому посвятилъ свою жизнь, и въ послушаніи Которому безкорыстно служилъ ближнимъ.

Отпѣваніе архіепископа Сергія проходило при огромномъ стеченіи народа. Несмотря на будній день, людей было какъ на Пасху. Пришли почтить память владыки и тѣ, кто ранѣе свернул съ пути Христовой правды.

Владыку похоронили въ Спасо-Преображенскомъ скиту у храма, недалеко отъ того мѣста, на которомъ через несколько месяцевъ был похороненъ и его духовный отецъ – Блаженнѣйшій митрополитъ Виталій (Устиновъ).


Первый могильный крестъ Архіепископа Сергія, стоявшій до установки каменнаго въ 2008 г. 

Будемъ помнить лучезарный ликъ, согрѣвающій взглядъ, тихій голосъ крѣпкаго воина Христова, Архіепископа Сергія. Пусть память о немъ укрепляетъ и вдохновляетъ насъ на борьбу за спасеніе, борьбу, на которую онъ положилъ всю жизнь. Вѣчная ему память!

Духовные чада

2016 г. 27 марта / 9 апрѣля 2016 г. 

Видео: Отпѣваніе и Погребеніе архіепископа Сергія

Видео: "Владыка Сергій. Воспоминанія и случайныя записи" Документальный фильмъ.

Источникъ: Церковь преп. Серафима Саровского в Монреале