О Крещенских купаниях

Грядет один из величайших праздников Церкви Христовой - Богоявление и Крещение Господне. Праздник этот настолько особенный, что Церковь предваряет его обязательным однодневным постом. 

К сожалению, в то время, как все меньше людей уделяют внимание духовному смыслу этого великого праздника, широкое распространение получает обычай устраивать купания в этот день. Причем, зачастую, эти купания сопровождаются всевозможными бесчинствами; купаются пьяные, голые и т. п.

Естественно, этот разгул всячески приветствуется и даже поддерживается как гражданскими, так и церковными властями РФ.

Воистину, царство лжи, описанное прот. Львом Лебедевым не только не умалилось, но разрослось и укрепилось на нашей Родине. На одном из интернет-сайтов МП мы нашли копию книги С. В. Булгакова "Настольная Книга для священно-церковно-служителей" 1913 года издания, где на стр. 24 в примечаниях к 6 января однозначно сказано:

" В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). (добавим, что, в наш век, в первую очередь это те, кто в конце Рождественского Поста встречал папский "Новый Год" - авт.) Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в р. Иордан во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнью и здоровьем. – Если верить газетным сообщениям, то будто бы в Сухумском округе существует обычай, по которому св. крест, погружённый при водоосвящении в воду, предлагается вынуть за плату кому-либо из присутствующих мирян («Неделя» 1892 г., № 8). В приморских же городах Таврической губ. наблюдается среди русского населения обычай бросания креста в море. Этот обычай общепринят в Греции и Болгарии, где всегда много находится охотников достать брошенный крест, причём ни в одном году не обходится дело без убийств и несчастных случаев (см. «Рязанские епархиальные ведомости», 1894, № 5). В наши южные приморские поселения этот обычай принесён колонистами и состоит в том, что по освящении воды в волны бросается большой деревянный крест, за которым некоторые и плывут, сидя в лодках, едва прикрытые верхним платьем, затем последнее быстро сбрасывается и все желающие достать крест вплавь спешат к нему; доставший крест после ходит с ним по городу, собирая дань своей удали; при этом в одних местах часть денег идёт на бедных, часть – на приходскую церковь и часть – в пользу словившего крест, в других местах все собранные деньги расходуются словившим крест на пирушку. Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены" (выделено авт.).

В то же время, на той же странице этого "церковного сайта" стоит сразу несколько торжественных заметок-новостей о том, с каким размахом проходят подготовления к "крещенским купаниям". Что это, если не полное умопромрачение?

Так, именно запутованием, заморочиванием, зачастую действует диавол. Отвлекая от сущности, от высокого и святого смысла праздника, переводя всё в плоскость некоего "народного гуляния", лукавый закрепляет победы, одержанные в нашем отечестве во время открытых гонений на Православие.

Будем же трезвиться, и по завету святых отец, с благогоговением относиться ко святым праздникам, а ко всевозможным "традициям", особенно поддерживаемым безбожными властями и еретическими "церквями", подходить с рассуждением и настороженностью, тем более, когда русские дореволюционные богословы однозначно и доступно разъяснили нам пагубность таких обычаев.

Поздравляем всех верных с великим праздником Богоявления и Крещения Господня!

I. Cмирновъ
Крещенскій Сочельникъ 2017 г.