Из Синодального архива. Дело епископа Валентина (Русанцова)

Определения Церковной Власти о лишении сана еп. Валентина (Русанцова)

 

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ 1994 г. ЛЕСНИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, ФРАНЦИЯ

 

Протокол №3а

 

       Архиерейский Собор, обсудив всесторонне оба вышеприведенных доклада определяет:

 

1. Оценивая доклады преосвященных Архиеп. Лазаря и Еп. Валентина, во-первых приходится отметить их противоречивость: не только смысл цитирующих писем, но и выводы авторов порой имеют смысл противоположный выражаемой просьбе. Просьба же одна – дать полную самостоятельность их действиям.

2. Явно сквозит в докладах желание считать новообразованное ВВЦУ выше Архиерейского Собора.

3. Произнося словесное раскаяние, архипастыри не желают ни в чем исправляться, а напротив желают подвести под свое самоуправление каноническую основу. Но вопреки желаниям – все приводимые авторами цитаты и ссылки на Церковные каноны просто вопиют против творимого ими горделивого произвола.

4. Оба Преосвященные критикуют и осуждают первоначальные действия и постановления Архиерейского Синода, которые, якобы, вносили в Церковь и административную жизнь сложности. Но эти постановления вырабатывались совместно с сими Преосвященными, поэтому вина тут обоюдная.

5. Первоначально оба Преосвященные сами между собою не могли договориться, избегали друг друга и не сослужили совместно до осени 1993 г. (вопреки первому требованию ук. № 362). Такое положение лишало Архиерейский Синод и Собор принять определенные меры по урегулированию границ взаимодействий на территории России каждого Российского Преосвященного. Это послужило возникновению многих недоразумений.

6. Преосвященные Архиепископ Лазарь и Еп. Валентин стараются доказать, что возникновение Российских Православных приходов в России административно не связано с Русской Зарубежной Церковью. Но оба Преосвященные при хиротонии принесли присягу на верность РПЦЗ и Ея священноначалию. Это их связывает и духовно и административно с РПЦЗ.

7. В самом начале возникновения СРПЦ на Архиерейском Соборе 2/15 мая 1990 г. было выработано положение о приходах Свободной Российской Православной Церкви. В выработке сего положения участвовал Преосвященный Арх. Лазарь. В этом положении ясно указывается, что... «Российские Православные Приходы не являются самостоятельной или новой иерархической структурой, они находятся в евхаристическом общении, в юрисдикции и подчинении Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой Ея Первоиерархом Митрополитом Виталием и являющейся хранительницей неповрежденного Православия и традиций Российской Православной Церкви».

        Далее указывается причина возникновения приходов – «Российские Православные приходы возникли из-за окончательного к настоящему времени парализованного и нераскаянного состояния иерархии и клира Московской Патриархии, отступивших от чистоты Православия через принятие декларации о лояльности богоборческой коммунистической советской власти в 1927 г. митрополита Сергия, узурпировавшаго церковную власть в России».

8. Архиерейским Синодальным Собором были уже предприняты шаги, чтобы урегулировать положение приходов СРПЦ. Составлен проект организации церковного управления РПЦЗ на территории России.

9. Востребовать объяснений от Архиеп. Антония Л.А. о его письме, упоминаемом в обоих докладах.

10. Архиерейский Собор призывает к покаянию и к возвращению Прежнего Положения. Иначе Архиерейский Собор не видит другого выхода из создавшегося положения, как только подтвердить решение по этому вопросу Архиерейского Синода от февраля 1994 г.

 

Протокол № 3

23 августа/5 сентября 1996 г.

 

       Митр. Виталий предлагает приступить к разбору Суздальского дела.

...Архиерейский Синод запретил в священнослужении отделившихся Архиеп. Лазаря, Еп. Валентина и незаконно поставленных трех епископов.

Архиеп. Марк считает, что необходимо над Еп. Валентином назначить духовный суд и закончить его дело.

Архиеп. Марк считает, что нужно Еп. Валентина лишить сана.

Архиеп. Марк: Синод решил, что архиереи в России, не признавшие Акта, не могут дальше считаться нашими клириками.

Архиеп. Антоний согласен, что нужно прекратить обсуждение и назначить комиссию для решения дела Еп. Валентина.

Постановили: Создать комиссию по делу ухода в раскол Епископа Валентина, бывшаго Суздальского, в составе следующих Преосвященных: Архиепископа Лавра, Архиепископа Илариона, Епископа Евтихия и Епископа Митрофана.

Зачитывается доклад Преосвященного Архиеп. Лазаря на имя Архиерейского Собора.

Архиеп. Лазарь просит о возстановлении его прежних прав, иначе ему придется прибегнуть к указу № 362 Святителя Патриарха Тихона от 1920 года.

Еп. Агафангел просит не принимать никаких решений относительно Архиеп. Лазаря без личного участия последнего, чтобы он не говорил, что Архиерейский Синод его гонит, принимая о нем какие-нибудь решения.

Еп. Амвросий предлагает определить Архиеп. Лазаря на покой или сохранить настоящее положение с теми ограничениями, какие имеются в настоящее время.

Архиеп. Лавр докладывает о проекте, подготовленной комиссией по делу запрещенного Еп. Валентина, бывшаго Суздальскаго и Владимирскаго.

Архиерейский Синод определяет:

1) Подтвердить запрещение Епископа Валентина, бывшаго Суздальскаго и Владимирскаго, которое было принято на заседании Архиерейскаго Синода РПЦЗ от 9/22 февраля 1995 г.;

2) Поскольку не последовало раскаяния со стороны Еп. Валентина, Архиерейский Собор определяет предать Еп. Валентина духовному суду на предмет лишения его сана;

3) Архиерейский Собор поручает Архиерейскому Синоду, после тщательного изучения и подготовки дела, оформить духовный суд над Еп. Валентином.

Происходит обсуждение этого проекта.

Архиеп. Иларион предлагает два варианта решения: или полный духовный суд, что нужно исполнить в точности, чтобы Еп. Валентин никогда не смог оспорить нашего решения, или объявить, что за непризнание Леснинскаго Акта он исключается из епископата РПЦЗ, и его священнодействия, акты и таинства мы считаем недействительными.

Архиеп. Марк считает, что второй вариант, вероятно, лучше.

 

Протокол № 6

28 августа/10 сентября 1996 г.

 

Постановили: принять предложенный проект резолюции по делу запрещеннаго Епископа Валентина, бывшаго Суздальскаго и Владимирскаго. Епископ Валентин признается лишенным сана, а его т.н. священнодействия считаются недействительными.

 

Резолюция Архиерейскаго Собора по делу Епископа Валентина и его группы

 

       На основании имеющихся документов в деле Архиерейскаго Синода по сему вопросу и сообразуясь с постановлением Архиерейскаго Синода по сему делу от 9/22 февраля 1995 г., в котором указывается, что в городе Суздале 13/26 января 1995 г., состоялось собрание, на котором был нарушен Акт соглашения, принятый в Леснинском монастыре, в связи с чем Архиерейский Синод вынес следующее определение:

       Преосвященный Епископ Валентин Суздальский и Владимирский запрещается в священнослужении, а в случае неподчинения настоящему определению будет лишен сана.

       Поскольку Епископ Валентин Суздальский вместе со своими клириками вновь вернулся к своему, так называемому «Временному Высшему Церковному Управлению Российской Православной Церкви», то Архиерейский Собор, как было первоначально в определении Архиерейского Синода от 23 марта/5 апреля 1994 г., повторяет, что «всякий бунт против законной власти есть проявление любоначалия. Также и самовольный выход Епископа из под власти своего Митрополита и Архиерейского Собора определяется святыми правилами, как похищение власти. Поэтому, инициатор бунта, и последовавшие за ним клирики и миряне, совершают тяжкий грех пренебрежения к богоустановленному порядку, ибо они отделяются от Церкви.

       Правило 14-ое Константинопольскаго Двукратнаго Собора гласит: «Аще который Епископ, поставляя предлогом вину своего Митрополита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего Митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер пренебрегает своего Епископа, ниже Епископ своего Митрополита» (см. Также прав. 13 и 15 того же Собора; 4 Всел. Собора 18-е, Свв. Апостолов 31-е и др.).

       Преосвященный Епископ Валентин – своим отделением от священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей нарушил данную им при хиротонии Архиерейскую присягу на верность Архиерейскому Собору РПЦЗ.

       Ссылка Епископа Валентина на указ Святейшаго Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 г. за ном. 362-м, не может быть признана состоятельной, т.к. указ сей предусматривает случай практической невозможности сноситься с центральной властью, чего в данном случае утверждать нельзя.

       См. Канон 18-й, 4-го Всел. Собора: Соумышление, или составление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбраняти в Церкви Божией, дабы сего не было. Аще убо некие из клира, или монашествующие окажутся обязующими друг другу клятвою, или составляющими скопище, или строющими ковы Епископам, либо своим сопричетникам, совсем да будут низвержены со своего степени.