По вопросу внедрения современных технологий

Наше время, как никакое другое, подает множество соблазнов в силу как доступности практически любой информации, так и возможности неограниченно распространять свое мнение, или суждение. Поэтому, к разного рода медийным «пророкам и толкователям последних времен» необходимо относится с максимальной долей осторожности, а особенно к новоявленным толкователям пророчеств св. ап. Иоанна Богослова изложенным им в «Откровении».

О. иером. Серафим (Роуз) очень точно отметил в своей лекции «Знамения времени. Тайна книги Апокалипсис»: «Если мы хотим правильно истолковать знамения времени, мы должны иметь то, что можно назвать основными знаниями Православия. Это знание Священного Писания – и Ветхого, и Нового Заветов (и не только самого текста, но и церковные толкования), знание писаний святых Отцов, знание истории Церкви и различных ошибок и ересей, силившихся исказить верное понимание учения Церкви, особенно в последнее время. Если у нас не будет такой основы, то мы окажемся неподготовленными и запутаемся». И в другом месте он дает практический совет для тех, кто не хочет оказаться среди запутавшихся: «Самое важное, что приобретается посредством чтения основной православной литературы – это добродетель, называемая рассуждением. Когда нам встречаются два явления, которые кажутся абсолютно схожими или очень похожими друг на друга, то рассуждение помогает отличить, какое из них истинное, а какое ложное, то есть где есть дух Христов, а где дух антихриста».

Темы «Конца времен», «Прихода антихриста» и «Второго Пришествия» становятся особенно популярны в периоды глубоких духовных и социальных потрясений. Так, во время старообрядческих расколов по всей Руси ходило множество лже-юродивых и лже-пророков, которые называли уже явившимся антихристом царя Алексея Михайловича, а затем и его сына, царя Петра I. Такие согласы, как «бегуны», отказывались принимать паспорта, введенные Императором Петром, видя в них «печать антихриста». Радикализация подобных явлений приводила к таким ужасам, как кровавые бунты и массовые самосожжения.

В то же время Господь наш Иисус Христос в Евангелии не только чётко дает нам указания «воздавать кесарю кесарево», но и не сопротивляться повелениям мирских властей в тех случаях, когда это не связано с нарушением вероучения.

Известно, что попытки римских императоров переписать население Иудеи встретили яростное сопротивление евреев. Согласно Иосифу Флавию, иудеи допускали любую перепись потомков Авраама только по особому указанию Всевышнего. И хотя первосвященнику Иоазару удалось значительно снизить градус народного возмущения, перед Рождеством Христовым произошел бунт против римского ценза, который возглавил некий Иуда из Гамалы и к которому присоединились некоторые последователи законоучителей Гилеля и Шамая. В то же время, Богомладенец Иисус смиренно принял участие в римской переписи, подчинившись приказу языческого императора. Этому же примеру последовали многие новомученики и исповедники Российские, принявшие советское гражданство и получившие советские паспорта. Хотя было (и сейчас есть) немало чад Катакомбной Церкви, которые считали документы с пятиконечной звездой той же печатью антихриста.

В наши дни огромный соблазн и смущение в свете развития цифровых технологий вызывают рассуждения относительно связи штрих/бар-кодов и числа зверя, биометрического контроля и печати антихриста. Здесь уместно еще раз обратиться к словам о. Серафима (Роуз): «Не должно делать никаких выводов, пока мы не сверились со святыми Отцами, не посоветовались со своими священниками и не соотнесли это с собственным христианским опытом. Ни в коем случае не следует думать, что мы поняли (что-то) просто потому, что что-то выдумали. Например, многие люди напридумывали всякой всячины о числе 666. Могут доказать, что это Наполеон, Гитлер, папа римский, цезарь и еще кто угодно. Но это совсем не значит, что сие верно – сие есть просто личные домыслы».

Отвечая на конкретные вопросы чад нашей Церкви по пунктам надо помнить, что «Первая наша цель при толковании этой книги (Откровения) – это не отождествлять образы Апокалипсиса с современными явлениями… Наша главная забота при толковании этой книги более глубокая. Мы должны рассматривать ее как мистическое описание природы и судеб Церкви Христовой и врагов ее: диавола, мира и антихриста» (о. Серафим (Роуз)).

 

Вопрос: Каково истинное назначение т.н. «цифровых технологий» и в чем состоит их опасность для христианина.

 

Как и всякие технологии, технологии цифровые, абсолютно нейтральны относительно человека. Только в свободной человеческой воле сделать их душеспасительными, или душегубительными. Как и любой плод науки эти технологии призваны уменьшить затраты человеком сил и времени для получения нужного результата. А уже, какого результата хочет достигнуть человек с их помощью, или на что потратить сэкономленные силы и время – результат его выбора. Если говорить шире, то, когда человек время, которое он сэкономил, используя научные достижения (автоматизацию производства, получение большего урожая и т.п.) тратит на удовлетворение греховных страстей, то он не только умножает грех, но и нарушает Заповедь, данную Богом Адаму в поте добывать хлеб свой (Быт. 3.19). Но, если даже признать, что все достижения прогресса «от лукавого», то когда человек сэкономленное время тратит на молитву, или чтение духовных книг, а силы – на богоугодные дела, то он поступает подобно преп. Феодору Киево-Печерскому, заставившего именем Господним беса выполнить свое послушание и смолоть жито для братии монастыря, а самому предавшись в это время молитве.

 

Вопрос: Ведет ли добровольное принятие подобного рода новых документов, содержащих штриховой код идентификатора с цифровой основой «666», к потере свободы воли?

 

В Церкви нет вероучительного, или богословского утверждения о том, что содержащиеся в трех разграничителях штрих-кодов линии, соответствующие цифре «6», являются именно числом зверя «666». В Откровении ап. Иоанна сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Апок. 3.18). Слово «сочти» означает «сосчитай», т.е. произведи некие математические действия. Что уже заставляет усомниться в правильности ассоциации штрих-кодов с числом зверя.

Безусловно, можно рассматривать подобного рода технические «знамения времен», как приучение человека к «нормальности» присутствия числа 666 в различных аспектах деятельности, чтобы он впоследствии легче принял печать антихриста. Но, формулировать вопрос так, что принятие биометрических документов как-то влияет на потерю свободы человеческой воли, может лишь свидетельствовать о крайне поверхностном знании предмета рассуждения, подобно мнению уже упомянутых выше староверов-бегунов. Через биометрические документы ни технически, ни духовно повлиять на свободу человеческой воли сегодня нельзя.

 

Вопрос: Каковы истинные причины такового активного массового перехода на документы нового образца с электронными носителями, содержащими штриховой код идентификатора цифровой основой «666», но не отвечающими при этом элементарным требованиям информационной безопасности, взамен прежних бумажных документов?

 

Вопрос об истинных причинах таких решений мирских властей следует адресовать этим самым властям. С точки зрения удобства документооборота, учета перемещений граждан, хранения информации и быстроты доступа к ней и т.п., преимущества цифровых технологий перед бумагой несомненны. Что касается получения биометрических данных, то их регистрируют и фиксируют большинство современных устройств (гаджетов), имеющих
web-камеры, сканер отпечатка пальца и технологию Face-ID. И эта информация вполне может стать доступна многим заинтересованным организациям и лицам. Однако, все это может ограничить только права и свободы человека как гражданина, или как личности в мiрском понимании этого термина, но никоим образом не может повлиять на его свободную волю спастись, или погибнуть в вечности.

 

Вопрос: Является ли добровольное принятие и использование человеком электронных документов, содержащих штриховой код идентификатора с цифровой основой «666», отступлением от Христа и соучастием в построении «новаго мирового порядка»?

 

Являлось ли участие Христа в переписи населения отступлением от Заповедей Божиих, если Он сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5.17)? Делало ли Христа язычником, или «соучастником в распространении язычества» то, что он заповедал «воздать кесарю кесарево»? Т.е. платить дань римскому императору. Господь прекрасно знал, что часть собираемых Римом налогов идет на строительство и содержание языческих храмов, а так же организацию народных празднеств в честь языческих богов. Явилось ли соучастием того же распространения язычества то, что апостол Павел назвал себя римским гражданином, который по тогдашним законам был обязан принять и внешние атрибуты римского гражданства? Ответ на эти вопросы вполне очевиден.

Так же принятие и использование человеком электронных документов не делает его соучастником в построении «новаго мирового порядка».

 

Вопрос: Является ли т. н. «новый мировой порядок» религиозно нейтральным или же содержит в себе антихристианские основы и методы по управлению человеком и обществом, подготавливающее людей к добровольному принятию антихриста?

 

Любая власть, полученная не от Бога, а по попущению Божию, содержит в себе «антихристианские основы». Также никакая власть, что бы она не декларировала, не может быть религиозно нейтральной. Это ясно из слов Спасителя: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12.30). Если мы верим в истинность обетований Спасителя, Священного Писания и Священного Предания, то мы должны, безусловно, признать, что человечество может только отсрочить пришествие в мир антихриста и кончину мiра. Поэтому, каждый день приближает нас ко дню Второго Страшного Пришествия Господня. И любая безбожная власть вольно, или невольно, «подготавливает людей к добровольному принятию антихриста». Вне всякого сомнения, способствовать этому в условиях глобализации, общего политического, информационного, экономического, культурного и религиозного пространства, что собственно и составляет НМП, дьяволу будет намного проще, на что также обращал внимание и о. Серафим (Роуз): «Еще одним знамением является то, что об антихристе известно, что он будет правителем мiра, а только в наше время стала практически реальной возможность, чтобы один человек управлял всем миром. Все мiровые империи, существовавшие до нашего времени, занимали только отдельные части мiра, и только с появлением современных средств коммуникации стало возможным, чтобы всем мiром правил один человек…».

 

Вопрос: Является ли принятие христианином документов, содержащих штриховой код идентификатора с цифровой основой «666», вопросом вероисповедания?

 

На основании как самого «Откровения», так и учения святых отцов, следует, что наложение печати антихриста будет только после его воцарения и апогеем его правления, которое продлится 3,5 года. И оно потребует явного отречения от Христа. Так же нигде в «Откровении» не упоминаются какие-либо «предпечати» до явления антихриста. Весьма сомнительно, чтобы святой апостол Иоанн мог не упомянуть о чем-либо подобном, учитывая ценность каждой человеческой души. Таким образом, вопрос «принятия христианином документов, содержащих штриховой код» не может считаться вероисповедническим.

 

Закончить данный ответ также хотелось бы цитатой о. Серафима (Роуз): «…мы не должны увлекаться специфическими образами этой книги (Апокалипсиса), очень запоминающимися, драматическими образами – зверей, драконов, жен на небе и т.д. Мы не должны сами делать какие-либо фантастические заключения. Ни в коем случае нельзя ее просто взять, прочесть, а потом толковать так, как придет в голову. При чтении ее надо учитывать содержание Священного Писания в целом и то, как его толкует Церковь. Прежде всего, нужно читать ее при постоянном духовном окормлении – православным людям, которые ходят в Церковь, молятся каждый день, причащаются, читают Священное Писание (и не только эту книгу Писания) и другую духовную литературу.

Если человек в целом ведет жизнь христианскую и если наше Православное Христианство – это сознательная брань, которую он ведет каждодневно в своих условиях, хотя бы творя некоторые молитвы и читая что-то из Писания каждый день, и осознавая, что мы – христиане, и брань продолжается, тогда нас не ошеломит какая-нибудь новая катастрофа, происшедшая в нашей жизни, или ложное истолкование каких-либо образов из этой книги не заставит (нас) сойти с ума».

 

Иерей Александр Веберов