Старообрядческие толки

Старообрядческие толки

 

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

                                                                         Поповцы и беспоповцы

 

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников. По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников, которые, в свою очередь, были Церковной властью лишены сана или запрещены в священнослужении. Так появились «поповцы». Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную Церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

                                                                     В ожидании Апокалипсиса

 

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами. За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. По некоторым подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

                                                                       Нетовцы (Спасово согласие)

 

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье. Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной Церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища. Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной Церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.
Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Ихние поговорки гласят:  «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка». Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

 

                                                                        Дырники

 

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников.  Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех.

                                                                     Поморское согласие

 

Поморяне, или даниловцы, или выговцы – безпоповщинская секта.

История поморского согласия берет свое начало в 1695 году, когда была основана мужская община на реке Выг. Учение этого толка содержит в себе следующие пункты: 1) Антихрист уже пришел и мысленно царствует в Русской Церкви от лет Никона патриарха и истребил в ней все таинства и священство. 2) Приходящие от Русской Церкви должны быть перекрещиваемы. 3) За Государей, как принадлежащих к Русской Церкви, Бога не молить. 4) Должно быть готовым на самосожжение за истинную веру, и проч.

                                                                       Федосеевцы

 

Иное название федосеевцев — старопоморы. Секта возникла в конце XVII — начале XVIII столетий 

Федосеевцы отличались непримиримостью к государству и строгим аскетизмом. Они отрицали моление за царя на имя, а также сомнительный «безсвященнословный брак», так как считали, что наступило Царство антихриста и продолжение рода человеческого преступно: «… 5-е, Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем, потому что по грехом нашим в таковая времена достигохом, в ня же православнаго священства в конец по благочестию лишились. А посему и союзом брачным некому обязать, кроме как антихристовым попам, а безвенчанные браки имут запрещение от царя Алексея Комнина. Да и Апостол глаголет яко имущие жены яко неимущие будут».  Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания. Федосеевцы полагают, что всякая пища, покупаемая на торгу, «заражена дыханием антихриста».

                                                                        Пастухово согласие

 

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак. Крайняя степень неприятия внешнего мiра накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной Церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

                                                                              Бегуны

 

Бегуны, странники (Бегунский толк, Странническое, или Адамово, согласие) — одно из безпоповских направлений старообрядчества. В разных районах России именовались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками.

В середине 18-го века возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Признают, что антихрист на всё положил свою печать, а потому, «дабы избегнуть этой печати», бегают с места на место. Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как личность в облике Православного Государя Императора Петра I-го. Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество. Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом. Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере. Со времения своего основания, бегуны, преследуемые властью Российской Империи как «вредная секта» оставались малочисленной группой.

                                                                             Водяники

 

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры». Если член старопоповской общины заболел, ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению Богоявленской водой.

                                                                            Воздыханцы

 

Секта воздыханцев выродилась из молоканства и появилась в г. Калуге во второй половине 19-го века. Основал секту башмачник Иван Ахлебинин. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение Богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь. Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-Отца, затем наступило царство Бога-Сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мiра пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

 

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности.

Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру,  участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы – старообрядческое согласие безпоповцев, выделившееся из течения самокрещенцев. Отказывались молиться на иконы, вырезали восьмиконечные кресты из рябины, поскольку считали, что из этого дерева был сделан крест, на котором распяли Христа.

Перекрещенцы принимали незаконных священников (лишенных сана или запрещенных) от Православной Церкви «как бы мертвых членов, отбросов» через перекрещивание.

Перемазанцы принимали таких же священников «по второму чину», т.е. через «миропомазание» (Рогожское согласие).

Диаконовцы принимали таких же священников по так называемому у них «третьему чину»: через проклятие, якобы господствующих в Православной Церкви ересей.

Сусловцы принимали подобных «священников» только лишь из великороссов, но «никак не из малороссов».

Филипповцы отрицали молитву за Православных Царей.

Лжесвященство Австрийское (или Белокриницкая лжеиерархия) осуждена не только Священным Синодом Русской Церкви, но и Константинопольской Патриархией во главе с Патриархом Анфимом за нарушение многочисленных противоканонических действий (за симонию – нарушение 29-го Апост. Пр., за причисление Церкви к еретикам 3-го чина, за произнесение на Церковь клятвы и многое др.). Новосвященномученик Протоиерей Иоанн Восторгов так характеризовал эту лжеиерархию: «Итак, австрийская иepapxия, как незначительное только видоизменение «беглопоповства», уже по одному этому незаконна, безблагодатна, имя же ей: лжеиepapхия».

Перепощенцы – особые «ревнители» древляго благочестия, которые хранили пост «совершенный» – «запащивались до конца», т.е. до смерти.

 

Примечание:

 

Необходимо несколько слов сказать о Единоверчестве.

Единоверчество было утверждено еще при митрополите Платоне в 1800-м году, когда со всех старообрядцев, присоединяющихся к Церкви, снимались клятвы. Кроме того, Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей 1974 г. при Свят. Филарете Исповеднике, третьем Первоиерархе РПЦЗ, эти же клятвы снял. Истинные Единоверцы-старообрядцы при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древне-русского бытового уклада признают иерархию Русской Православной Церкви Заграницей.

 

Те же «единоверцы», которые признают «иерархию» Московской Патриархии, по сути являются теми же сергианами и экуменистами, т.е. еретиками.

 

Составил:

+Архиеп. Владимир.