Вступительное слово на Архиерейском Соборе 2019 г.

Вступительное слово на Архиерейском Соборе 2019 г.

Ваши Преосвященства!

Дорогие о Господе Владыки!

Благодарение Господу, что мы собрались на очередной Архиерейский Собор, который да послужит делу нашего спасения и спасения всей нашей паствы, священнослужителей и монашествующих Русской Православной Церкви Заграницей, и который да пройдет в духе любви, единомыслия и единодушия, как, впрочем, и должна проходить вся наша жизнь во Христе Иисусе Господе нашем.

С Божией помощью и Его Божественной милостью мы продолжаем Апостольскую преемственность от Блаженнейшего Митрополита Виталия, четвертого Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви. И этой преемственостью, через каноничного Главу Зарубежной Церкви, мы должны дорожить как самым главным нашим духовным и церковным сокровищем, без которой невозможно пребывание в Церкви Христовой, а, следовательно, невозможно совершение таинств и невозможно спасение. Как и говорили об этом ранние и поздние по времени Свв. Отцы, как, например, Свят. Киприан Карфагенский: «вне Церкви спасения нет» и Св. Праведн. Иоанн Кронштадтский: «вне Православной Церкви спасения нет». Ибо все еретики, отступники и раскольники теряют Апостольскую Преемственность и отпадают от Церкви, как об этом и свидетельствует Св. Василий Великий: «Хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившие от Церкви уже не имели благодати Святого Духа, ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отверженные, содеявшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали» (Вас. Вел. Прав. 1).

То есть, те епископы, которые отпадая в ересь или раскол, утрачивают Апостольскую преемственность, уже не являются священнослужителями, но соделываются обычными мирянами, находящимися вне Церкви, которые не имеют ни власти, ни благодати совершать и преподавать Св. Таинства.

Апостольская преемственность, или: апостольское преемство (ἀποστολικὸς διάδοχος, apostolorum successor) – это богоустановленный способ и непрерывность череды благодатных рукоположений (хиротоний) епископов, через которые преподается благодать Святаго Духа, и где церковная иерархия прямо и преемственно восходит к поставленным Господом Иисусом Христом апостолам.

Свидетельства, или, можно сказать, учение об Апостольской преемственности как о фундаментальном принципе Церкви, Ея истинности, как о признаке действительности священства мы можем встретить у ранних Свв. Отцов и древних писателей Церкви: Священномуч. Климента Римского, Священномуч. Иринея Лионского, Блаж. Иеронима Стридонского, Тертуллиана, Егезиппа. Последний, например, метко замечал, что доказательством истины церковного учения является непрерывное преемство его выразителей – епископов от апостолов.

Церковная традиция именует епископов преемниками апостолов.

В Церкви Христовой еще с первых времен очень тщательно следили за непрерывностью апостольской преемственности, чтобы каждый новый епископ получал свою хиротонию от законных епископов, посвящение которых непрерывно восходило бы к апостолам. Из «Церковной истории» епископа Евсевия Кесарийского (нач. 4-го в.) можем увидеть, что все поместные древнехристианские церкви хранили списки своих епископов, в их непрерывной преемственности. С помощью этих списков можно было легко определять самозванцев, выдающих себя за епископов.

Священномуч. Ириней Лионский (середина 3-го века) пишет: «Мы можем перечислить тех, кто от апостолов поставлены епископами в церквах, и преемников их даже до нас» и, действительно, перечисляет по порядку преемство епископов Римской церкви почти до конца 2-го века.

Также и Тертуллиан обращал внимание на важность апостольского преемства, когда он писал о еретиках своего времени: «Пусть покажут начало своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо церкви апостольские ведут свои списки (епископов) именно так: смирнская, например, представляет Поликарпа (нач. 2-го века), поставленного Иоанном; римская – Климента, рукоположенного Петром; равно и прочие церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени».

Но если цепь Апостольской преемственности по причине ереси или раскола оказывается прерванной, то последующие рукоположения признаются недействительными, неканоничными, а священнодействия и таинства, совершаемые назаконно рукоположенными лицами, – безблагодатными. Условие это настолько серьезно, что отсутствие преемственности епископства в той или иной христианской деноминации или «юрисдикции» лишает ее свойства истинной Церкви, даже при наличии в ней внешне кажущегося неискаженного догматического учения (хотя догмат о Единстве Церкви всё равно попран и нарушен). Такое понимание было присуще Св. Церкви от самого Ея начала: вне Церкви не существует Апостольского преемства. Вне Церкви не может быть истинного священства, но лишь одна внешняя форма, лишенная спасительной благодати. Всякий епископ, находящийся там, не является таковым по божественному праву, – как об этом говорит известный канонист Епископ Никодим (Милаш). В толковании на 1-е Правило Св. Василия Великого, Епископ Никодим замечает: «власть епископа – рукополагать других, сообщать им благодать священства, зависит от преемства, т.е. от того, насколько он, подлежащий епископ, принял, унаследовал эту власть от лиц, могущих передать ему оную законно, и поскольку он эту унаследованную власть умеет хранить и, в свою очередь, другим в наследство передать. Раз епископ потеряет эту власть, вследствие ли раскола или ереси, тогда, само собой понятно, он не в состоянии и другим ее передать, так что в этом епископе преемство прекратилось, т.е. он потерял наследство, соучастником которого он стал чрез хиротонию, наравне с прочими православными епископами. Эта каноническая мысль о священной иерархии в церкви, затронутая Василием Великим в настоящем правиле, есть не иное что, как кратко формулированное учение об этом Священного Писания, святых отцов и учителей церкви.

В толкованиях 47 и 68 Апостольских правил уже сказано, что основу законного священства составляет непрерывная преемственность иepapхической власти от Апостолов и доныне. Эту власть Апостолы передали епископам, своим непосредственным преемникам, а эти последние, в свою очередь, своим преемникам и так, чрез все века, до ныне; таким образом епископ – преемник апостольский (αποστολικός διάδοχος, apostolorum successor), принявший от Апостолов преемственно (άλληλοδιαδόχως, successione continua) ту же власть».

Такое же учение исповедовали и более поздние отцы и богословы: византийский канонист, Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон (12 в.), монахи Афонской горы во главе с Никодимом Святогорцем, Свят. Игнатий (Брянчанинов).

Но, следует заметить, что противниками учения об отсутствии Апостольского преемства вне Православной Церкви были известные еретики: митр. Сергий Страгородский, «софианец» прот. Сергий Булгаков, экуменист прот. Георгий Флоровский, позиция которых в целом соответствует позиции Московской Патриархии, которую Архим. Константин (Зайцев) характеризовал как «служанку безбожной власти», и которая «под видом Христа творит дело Антихристово».

Сергианствующая и экуменическая Московская Патриархия открыто исповедует сохранение апостольского преемства в Католической Церкви, которая изменила своим филиокве Никео-Цареградский Символ Веры. Хотя Св. Праведный Иоанн Кронштадтский Чудотворец учил, что «католики хулят Духа Святаго».

Например, в документе, принятым МП на «Архиерейском соборе» 2000 г. под названием: «Об отношении к инославию», относительно Римо-Католической церкви говорится следующее: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений». Такую же ересь можно встретить и в РПЦЗ МП: например, Пётр Лукьянов (рекомый «архиеп». Чикагский Пётр), будучи преподавателем «истории мира и цивилизации» в Джорданвилле, открыто исповедовал «сохранение апостольской преемственности у католиков». Подобную ересь в своих писаниях выражал и Валерий Рожнов из амосовского сборища, допуская наличие апостольской преемственности в самочинных сборищах, тем самым показывая свое единомыслие в этом вопросе с советской церковью.

Например, согласно «Основным принципам отношения к инославию» в Московской Патриархии изложен принцип прямо противоположный учению Св. Василия Великого (1-е Прав.):

«1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному её исчезновению в отделившихся общинах. Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения. Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство.

1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.

1.17. Существование различных чиноприёмов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприёмы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия».

В полном соответствии с этим сергианским еретическим заблуждением, которое явно противоречит учению Свв. Отцов, подобные постулаты исповедуют и многие современные раскольники и еретики: Агафангел Пашковский, заявляющий о полном единомыслии с киприанитами и, следовательно, с их учением о «больных и здоровых членах Церкви в области православного исповедания веры», которое вводит в Церковь еретиков и раскольников под видом больных членов (киприаниты уже отвергли это лже-учение, но группа Агафангела до сих пор – нет); еретики Валерий Рожнов и Анастасий Суржик, исповедающие таинства еретиков «не действенными, но действительными»; Дионисий Алфёров, учащий об «ущербной благодати в МП» и прочие раскольники, отпавшие от Церкви и насоздавшие множество своих лже-синодов под видом православных, но, на самом деле, по своим действиям и учению, полностью утративших как православное учение, так и законное преемство.

Мы уже не говорим о Никите-Антонии Орлове, в официальном документе о регистрации «Синода» которого зарегистрированы, кроме него самого, одни особы женского пола (женский синод); или об изследователе инопланетных мiров Пивоварове, который, по своему собственному свидетельству, видел «бегущего беса». Такое вот, увы, «преемство». Не можем серьезно относиться и к лазаревскому сборищу, в котором «епископу» может прийти в голову мысль, что он не крещён, после чего — самого себя «окрестить» (Гермоген Дуников). И уж совсем, наверное, не стоит внимания абсурдная позиция новоявленных современных имябожников, за всю свою небольшую историю никогда не отличавшихся логикой, честностью, честью и последовательностью. Клеветнически именуют православных «имяборцами», от которых (внимание!) они  когда-то приняли сан. Если тех, от которых вы приняли хиротонию, не считаете православными, то и рукоположение ваше, в ваших глазах, должно быть беззаконным, а ношение архиерейских риз, полученных из рук (по-вашему) «имяборцев», должно быть простым лицедейством. О какой логике и последовательности этих горе-«богословов» здесь можно говорить?

Как видим, потеря Апостольского преемства влечет за собой не только отпадение от Церкви и искажение православного учения, но и вводит в область нахождения «за пределами здравого смысла».

Разрушение единства Церкви, отпадение в раскол или ересь, раздирание Нешвенного Хитона Христова, прекращение поминовения имени православного Предстоятеля по надуманным причинам, полная утрата своей каноничности, а, значит, и Апостольской преемственности почти всегда идут «рука об руку» с гордостью ума, которая врачуется, согласно Никодиму Святогорцу, гораздо тяжелее гордости воли.

Об этом как раз и свидетельствует Священномуч. Киприан Карфагенский: «Усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие».

И, наконец, Священномуч. Игнатий Богоносец в Послании к филадельфийцам говорит: «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим в раскол, тот не наследует Царствия Божьего».

Посему, всем заблуждающимся и отпавшим от Зарубежной Церкви пожелаем покаяться и в разум Истины прийти.

Мы же будем благодарить Господа за все Его богатые милости и «сердцем сокрушенным» со смирением просить Его о помощи и помиловании, дабы нам, грешным, недостойным и ничуть не лучшим других, с помощью Божией хранить это сокровище – Апостольскую преемственность, которая нам передана через сохранившего верность Православному исповеданию веры неоспоримо каноничного Иерарха – Блаженнейшего Митрополита Виталия. Аминь.

+Архiепископъ Владимiръ