Рождественское Посланiе Архiепископа Владимiра

Дорогие о Господе братие и сестры, священнослужители и пасомые, монашествующие нашей Русской Православной Церкви Заграницей!

Поздравляю вас с великим Праздником Рождества Христова!

Христос Раждается, славите!

Множество пророчеств, которые были предсказаны еще в Ветхом Завете св. Пророками о Спасителе нашем, о Его рождестве, – все они в точности исполнились.

Было предсказано, что Христос родится от неискусобрачныя Девы: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14) – и так и было: родился Христос от Девы (Матф. 1, 18-23).

Было предсказано, что Спаситель родится во граде Вифлееме от колена Иудина: «и ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» (Мих. 5, 2; Матф. 2, 6) – и так и было: от колена Иудова возсиял Господь наш; в Вифлееме иудейском родился Иисус Христос (Матф. 2, 1).

Предсказано было, что Господь наш Иисус Христос родится от семени Давидова – и так и было: от семени, или племени, Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым (Матф. 9, 27).

Было предсказано, что к рождшемуся Христу приидут с дарами и поклонятся Ему: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему; будут давать Ему от золота Аравии» (Пс. 71, 10,11, 15) – и было так. Пришли к Богомладенцу Христу волхвы, мудрецы, и, пав на землю, поклонились Ему и принеслы дары: золото, ладан и смирну (Матф. 2, 11).

Предсказано было бегство в Египет и возвращение Христово из Египта: «из Египта воззвах Сына Моего» (Ос. 11, 1) – и было так.

Было предсказано, что Христос Господь начнет Свою проповедь в Галилее: «возвеличит... Галилею языческую», «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9, 1) – и так и было: именно в Галилее Господь наш Иисус Христос начал проповедывать и говорить: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4, 17).

Предсказано было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочет, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35, 4-6) – и так и исполнилось – множество чудес совершил Господь: слепые – прозревали, глухие получали слух, немые – способность говорить, хромые и разслабленные – исцелялись, прокаженные – очищались, мертвые – воскрешались (Матф. 11, 5).

Множество и других пророчеств с величайшей точностью указывают на то, что Господь наш Иисус Христос – истинный Мессия, Спаситель мiра.

Во Иисусе Христе два естества – Божеское и человеческое: Иисус Христос есть истинный Бог и вместе истинный человек, Богочеловек. Никогда бы мiр не мог прийти к этой мысли, если бы не было явления Богочеловека.

Одного только Господа Иисуса Христа мы признаем и исповедуем совершенным Богом и вместе совершенным человеком, кроме греха. Об этом говорят нам Св. Евангелисты и Св. Апостолы.

Об этом также особенно наглядно показывает нам преп. Ефрем Сирин: «Если Иисус Христос не был плотию, то Кого-же родила Пречистая Дева Мария? А если не Бог Он, то Кого архангел Гавриил называл Господом?».

«Если не был Он плотию, Кто был повит пеленами? И если не Бог Он, в честь Кого явилась звезда и указала место Его рождения? Если не был Он плотию, Кого держал в объятиях Симеон? И если не Бог Он, Кому было говорено: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко?».

«Если не был Он плотию, Кто в пустыне брал в руки хлебы? И если не Бог Он, Кто пятью хлебами и двумя рыбами напитал 5 тысяч мужей, кроме жен и детей? Если не был Он плотию, Кто спал в корабле? И если не Бог Он, Кто запретил волнам и морю?».

«Если не был Он плотию, Кто носил человеческие одежды? И если не Бог Он, Кто исцелил кровоточивую прикосновением к Его одежде? Если не был Он плотию, Кто плакал при гробе Лазаря? И если не Бог Он, Кто повелел четырехдневному мертвецу выдти из гроба?».

«Если не был Он плотию, Кто распят был на кресте? И если не Бог Он, Кто поколебал землю в основаниях? Если не был Он плотию, у Кого руки и ноги пригвождены были ко кресту? И если не Бог Он, отчего раздралась завеса церковная, разселись камни, отверзлись гробы? Если не был Он плотию, Кто висел на кресте среди разбойников? И если не Бог Он, как-же сказал разбойнику: «днесь со Мною будеши в раю»?

«Если Он не был плотию, Кого жены видели полагаемым во гроб? И если не Бог Он, то о Ком сказали им ангелы: «Воста, несть зде»?

Называя и исповедуя Господа нашего Иисуса Христа Богочеловеком, и следуя откровению слова Божия, мы должны разуметь Богочеловека, как соединившего в едином Лице неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно два естества – Божеское и человеческое, – ходатая Бога и человеков.

Вся земная жизнь Спасителя была – творить волю пославшего Его Отца. Исполняя волю Отца, Он постоянно молился Ему: молился при Своем крещении, молился в пустынных местах, восходил на гору помолиться; перед избранием Апостолов Он провел всю ночь в молитве; после насыщения пяти тысяч народа молился ночью на горе; Он научил Апостолов молитве «Отче наш»; к Нему приносили детей, чтобы Он помолился о них; во время молитвы на Фаворской горе Он преобразился; молился у гроба Лазаря (Иоан. 11, 41-42); молился об апостоле Петре, чтобы не оскудела вера его (Лук. 22, 32); молился в Гефсиманском саду, преклонив колена, пав на лице Свое, пав на землю, три раза становился на молитву и молился до кровавого пота; когда Он скорбел и тосковал, когда душа Его скорбела смертельно перед грядущими страданиями и ужасом крестной смерти, Он победил эту скорбь тем, что бодрствовал и молился; наконец, среди жесточайших крестных мук, Он молился за распинавших Его.

Молясь Сам, Своим примером, Он учил и учит всех людей на все времена – всегда молиться и не унывать, молиться за обижающих, молиться, чтобы избежать настоящих и грядущих бедствий и не впасть в искушение.

Св. Апостол Павел говорит: «Братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3, 1).

По призыву Св. Апостола Павла, мы должны разуметь (т.е. хорошо понимать, постигать) в Господе Иисусе Христе «Посланника исповедания нашего», Который без сравнения выше всех посланников Божиих, не только земных, каковы были Моисей и пророки, но и небесных, каковы суть святые ангелы, посылаемые на служение тех, которые хотят наследовать спасение: Господь Иисус Христос первый дал нам понятие о Боге, как Отце нашем, так волюбившем мiр, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Также мы должны разуметь в Господе нашем Иисусе Христе «Первосвященника исповедания нашего», вечного Архиерея, Который принес Себя в жертву о грехах наших, Который послал от Отца Церкви Своей Утешителя, Духа Святаго, вся исполняющего благодатною силою, и Который одесную Бога Отца непрестанно ходатайствует о нас.

При таком понимании и исповедании о Господе нашем Иисусе Христе, очевидно, что в Нем наша жизнь, в Нем наша сила, в Нем наше упование, в Нем наше врачество для души и тела, в Нем наше благословение в настоящей жизни и блаженство в будущей. Без Него мы не можем «творити ничесоже» (Иоан. 15, 5).

А посему будем, возлюбленные братия и сестры, благодарить всегда Господа за Его богатые к нам милости, будем притекать к Нему в святом храме Его и в уединении в своем сердце; будем с Божией помощью хранить веру и истину, которую Он нам оставил, будем возгревать в себе любовь к Нему и к своему ближнему, будем утверждаться в надежде на Него, невзирая ни на какие внешние обстоятельства, постигающие нас, – дабы Господь, видя наше усердие и стремление к Нему, умилосердился над нами, простил нам все наши грехи и прегрешения, покрыл нас Своею благодатью и всегда направлял нас на путь спасения. Аминь.

+Архiепископъ Владимiръ

Рождество Христово, 2021 г. ст.ст.