Рождественское Послание Архиепископа Владимира

 

Возлюбленные о Христе священнослужители, монашествующие, отцы, братие и сестры – все пастыри и пасомые нашей

Русской Православной Церкви Заграницей!

Поздравляю вас с Великим Праздником Рождества Христова!

Христос раждается! Славите!

 

«Егда прииде кончина лета», когда настало предназначенное Господом Богом время, т.е. когда ветхозаветное человечество Промыслом Божиим приготовилось к сознательному принятию Спасителя, послал Бог Сына Своего, родившегося от Девы Марии, чтобы Он, взяв на Себя грехи всего мiра, искупил грешного человека и усыновил его Богу.

 

Главной причиной греха человеческого, источником нашей порочности, служит удаление человека от Бога, потеря духовно-нравственного единения с Богом и, как следствие – господство чувственной, телесной нашей природы над духом. Поэтому и основным, если не единственным, средством нашего исправления служит искреннее желание и старание возвратить грешному человеку утраченную связь с Богом, приблизить человека к Богу, чтобы человек, приближаясь к Богу, в единении с Ним проникался Его Святою волею, полностью на нее полагаясь, усвоял Его законы и подчинял свои греховные хотения Его Божественной любви и отеческому о нас попечению.

 

Пришедший на землю Сын Божий вочеловечился, стал истинным человеком, не переставая быть Богом, чтобы в собственной Личности соединить человека, как образ Божий, с его Первообразом – с Богом, возвысив через это человеческую природу, и чтобы дело искупления и спасения не было для человека делом посторонним, как будто от вне ему данным. Как наш Искупитель и Спаситель на Голгофском кресте добровольно и свободно взял на Себя грехи всего человечества, так и человек, по свеволию грешивший в раю, может добровольно и свободно принести покаяние в своих грехах и прибегнуть ко Христу.

 

В этом безконечная сила и значение премудрой тайны воплощения Сына Божия. В ней выразилась безконечная любовь Бога к человеку. Во время Своей земной жизни воплотившийся Сын Божий словом, примером и жизнью научил людей истине и добру, сообщил человечеству всю полноту учения о Боге, человеке, их взаимных отношениях, о мiре, о бытии, о цели и значении жизни человеческой, о безсмертии души и о загробной жизни.

 

Божественное откровение и учение Спасителя, записанное в Св. Евангелии и переданное через Св. Предание Свв. Апостолами и их преемниками, навсегда отанется драгоценной сокровищницей человеческих знаний, и всякий, любящий знание и ищущий Истину, может всегда найти здесь животворную пищу для своей души. Господь наш Иисус Христос дал человечеству высокие и незыблемые законы нравственного развития и совершенства: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Матф. 5, 48).

 

Вся земная жизнь Спасителя являет собой примеры скромности, кротости и смирения. Вся жизнь Его, от рождения до самой крестной смерти, была не что иное, как постоянное несение креста. Будучи Царем, Он мог подчинить себе все богатства мiра, но даже рождение Его было в убогой пещере и яслях для скота. Как Сам Он свидетельствовал: «лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф. 8, 20). Будучи Всемогущим Богом с безконечной Божественной властью, Он подчинился земным царям и отдал Себя в послушание и повиновение Своей Матери и Своему воспитателю Иосифу (Лук. 2, 51). Имея Божественный Ум, будучи Сам Премудростью, Он говорил простыми словами, а также  избрал Своими учениками необразованных рыбаков. Он никогда не искал славы, запрещая говорить о Своих чудесах. Он служил Своим ученикам, омывал им ноги, и первым среди них понес презрение, поругание, страдания и крестную смерть. Он даже избрал Себе смерть не торжественную и благородную, а самую в то время позорную, допустив повесить Себя на кресте как величашего преступника между двумя разбойниками, чтобы понести на Себе злодеяние наше (Матф. 27, 38).

 

Своей святостью и величием Он мог бы создать Себе, во время земного пребывания, гораздо более славное имя, чем Иоанн Креститель, получивший наименование «светящего светильника» (Иоан. 5, 35). Но Он не восхотел этого, дабы примером Своей жизни помочь нам очистить свою душу от грехов гордости, тщеславия и лицемерия. Ибо зачастую мы обращаем свое внимание только на внешний вид благочестия. Другими словами: Господь не захотел ничего от этого земного мiра, призывая Своей жизнью, чтобы мы все внешнее покоряли внутреннему нашему человеку.

 

«Сыне даждь Ми сердце твое» (сравн. Притч. 23, 26), – говорит Он, – а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие» – говорит преп. Серафим Саровский.

 

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Притч. 21, 2) – говорится в Притчах Соломона. В первой книге Царств мы читаем, что когда Господь Бог послал пророка Самуила в дом Иессея помазать Давида на царство и пророк хотел помазать первородного, то Господь сказал: «Не смотри на вид его и на высоту роста его: Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (Притч. 16, 7).

Этими примерами Господь хочет научить нас, что Он не обращает внимания на лицо или наружность человека: Господь желает от нас любовного, богобоязненного, верующего и смиренного сердца. Не только лицо, а также все наши дела Господь судит по внутреннему духу, расположению и намерению. То же можно сказать и относительно прочих дарований человека; как бы они ни были славны перед этим мiром, но если они не исходят из чистого сердца и служат не для славы Божией, пользы или исправления ближнего, но при этом не лишены искания собственной славы, самолюбия, корысти, тщеславия и похвалы, то не только ничего не значат перед Богом, но обращаются в грех человеку. Ибо все дары даются нам от Господа единственно для славы Божией и для помощи своему ближнему – только так их можно направить к своему спасению.

 

Посему, празднуя Праздник Рождества Христова, будем помнить какую любовь и милость оказал нам Господь, Который призывает нас к любви к Богу и ближнему через чистоту наших сердец. Потому-то и будем просить Господа, чтобы Он очистил наши сердца, осиял их Своею любовью и благодатью, ибо только в таких сердцах будет жить в нас Христос. Аминь.

 

+Архiепископъ Владимiръ

 

Рождество Христово 2019 ст.ст.